Данная проблема актуальна в настоящее время, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества и государства, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Известно, что в ходе культурно-исторического развития общества изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением такого понятия как «гражданский брак» связан ряд причин кризиса семьи, характеризующего настоящее время. В современном российском обществе институт семьи постепенно разрушается. Одним из примет нашего времени и ярким признаком резкого снижения ценности брака и семьи в сознании современного человека является распространенность так называемого «гражданского брака» и отход от традиционного для России понимания семьи, которое осуществлялось в системе координат православного учения. Попытки осмысления феномена гражданского брака в современной науке имеют серьезное теоретическое значение. Данная работа нацелена на выявление позиции РПЦ к феномену гражданского брака.
На протяжении всей истории нашего государства понятие определения гражданского брака менялось, следовательно, определений у данного понятия может быть большое количество. В настоящее время в России «гражданский брак» - понятие семьеведческое, а не юридическое.
Русская Православная Церковь осуждает тех, кто живет гражданским браком, а сам брак называет «блудным сожительством». Жизнь в браке - это труд. Любовь - это тоже труд. Таким образом, по мнению РПЦ, нужно потрудиться, чтобы обрести настоящую и истинную любовь.
Заключительным этапом нашей работы было проведение сравнительного анализа брака церковного и брака гражданского с позиции православной традиции. Вследствие чего, нами был сделан следующий вывод: брак церковный - это брак, освященный церковью и Богом, в то время как гражданский брак (фактический брак) не зарегистрирован даже государством, а значит с позиции православной традиции является грехом и нарушением нравственного закона, данного нам Богом.
Семья, по нашему мнению, - главный институт общества, а гражданский брак приводит к разложению этого общества. Согласимся с Иоанном Златоустом в том, что существуют две причины, по которым установлен брак: чтобы воздерживались и чтобы рожали детей. Однако почти в каждом гражданском браке мы можем проследить отсутствие и игнорирование этих двух причин. Сообразно с этим можно сделать вывод о том, что гражданский брак приводит к распущенности, разврату, и страданиям, не только одной личности, но всего общества.