ПРОБЛЕМА ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЙ «ДУШЕВНОСТЬ» И «ДУХОВНОСТЬ» В СЕКУЛЯРНОМ СОЗНАНИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЙ «ДУШЕВНОСТЬ» И «ДУХОВНОСТЬ» В СЕКУЛЯРНОМ СОЗНАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В светском сознании в отличие от религиозного (в нашем случае будем рассматривать святоотеческую традицию) понимание духовности несколько иное. Прежде чем перейти непосредственно к самой проблеме, рассмотрим определение понятия духовности.

Духовность - это понятие, обобщенно отражающее ценности и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. В этическом аспекте духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Из определения видно, что под духовностью в данном случае понимается некий неопределенный идеал, причем идеал личный, который человек выбирает лично для себя. Светские  люди под духовностью часто подразумевают правильное эстетическое и нравственное воспитание. Духовными людьми они ошибочно называют мирских поэтов, писателей, художников, деятелей культуры. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть - это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже материализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п.  Когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной». Более того, события последнего времени для нас лучшее доказательство, того как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности», то есть человек спускается еще ниже и становится бездушной плотью. Поэтому, чтобы этого не произошло, необходимо обратиться к подлинной духовности, которая открывает человеку доступ к любви, совести и нравственной жизни, поскольку, именно она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни. Духовность обнаруживает себя и становится способом жизни человека, когда ему открываются и когда он вступает в личные отношения с Богом - поистине высшей основой всего бытия человека.

Для того чтобы определиться в причине подмены понятия душевность духовностью следует обратиться к истории России, к истории нашего великого русского народа. Дело в том, что в царской России, а именно - до революции, слово «духовность» имело абсолютно другой смысл и совсем противоположное значение. Это слово означало нечеловеческое, сверхчеловеческое, Божественное в человеке, наличие у него того, что вне времени и пространства, - благодати Святого Духа, любви (жертвенной) к Богу и ближним, религиозности (благодатности) и нравственности (выполнение заповедей). То есть, духовным считали человека, который имел в себе действие Святого Духа, подвижник, занятый непрерывной молитвой, совершенствованием, и просто нравственный человек, то после революции под духовным стали понимать человека развивающего свои интеллектуальные способности и не более. Но уже в советских учебниках обо всем этом не говорится ничего. Следовательно, налицо искажение истории нашего Отечества в связи с нарушением, потерей исторической преемственности в понимании содержания такой базовой для исторической науки категории, как «духовность».
Просмотров работы: 16