Христианство произвело многие виды подвижничества, которыми христианин нравственно возвышается до возможной степени совершенства. И в многочисленном сонме святых, прославленных Церковью, юродивые занимают особое место. Юродивые - это люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия - юродство о Христе, которое выражалось, прежде всего, в полном отказе от собственного человеческого достоинства и даже от всякой духовной ценности своего собственного существа, - смирение, доведенное до героической степени и порою, даже больше того, впадающее, по внешней видимости, в крайность. Данное обстоятельство приводило к тому, что подвиг юродства чрезвычайно трудно, чаще всего совершенно неадекватно усваивался мирским сознанием.
В данной статье, мы хотели бы проанализировать отношение известных писателей - А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова и И.Г. Прыжова.
Отметим, что до сих пор в религиоведческой литературе вопроса о своеобразии и специфике изображения юродивого в светской художественной литературе не рассматривался в полной мере.
А.С. Пушкин в поэме «Борис Годунов» в образе юродивого Николки выразил вполне положительное и христианское отношение к этому подвигу, о чем свидетельствует хотя бы то, что блаженный занимает далеко не последнее место в сюжете произведения.
Н.С Лесков не меньше А.С Пушкина уделял внимание феномену юродства. Наиболее отчетливо это можно заметить по его святочному рассказу «Маленькая ошибка», в котором блаженный Корейша выступает одной из главных фигур рассказа, однако, заметим, что изображен блаженный не в лучших православных традициях, с долей юмора (например, когда говорится о «несвязном бормотании» старца). Это говорит о том, что Лесков относился к феномену юродства отнюдь не в русле русской традиции, поддавшись, возможно, влиянию другого писателя И.Г. Прыжова, который не славился любовью к юродивым.
Среди писателей, изображавших в своих работах блаженных, особое место занимает Ф.М. Достоевский. Юродство для него - выражение русского характера, саморефлексии героя, способ существования. Тем не менее, в произведении «Бесы» видно, что Достоевский не верил в праведность блаженного Семена Яковлевича и в то, что его пророческий дар дан ему от Бога. Образ, изображаемый в «Бесах», по сути, карикатурен.
Л.Н. Толстой в повестях «Детство» и «Юность» показывает блаженного как человека неприятного: «...Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна», не видя, тем самым, нравственной стороны в юродстве.
Обращаясь в завершение к творчеству И. Г. Прыжова и в частности, к его работе «26 московских пророков, юродивых, дур и дураков», скажем, что он не видит в блаженстве подвига, а определяет их как дикарей и жуликов. Основной причиной такого отношения к блаженным является то, что среди обычных, истинных юродивых, стали появляться так называемые лжеюродивые - люди, с виду ничем не отличающиеся от настоящих юродивых, однако преследовавшие совсем другие цели - корыстные. И простым людям отличить одних от других было очень сложно. Поэтому многие стали говорить о блаженных, что они все обманщики и т.д.
Итак, мнения о юродивых в среде писателей XIX-го века были полярными - одни относились к блаженным с уважением, подчеркивая их святость и придавая им в своих произведениях огромное значение, другие же, напротив, отзывались о юродивых негативно, зачастую с долей комизма, но, также как и первые, отводили блаженным не последнюю роль.