Проблема свободы - одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Попытки осмысления свободы содержатся практически во всех этических учениях в истории человечества. Теоретически значимым является выявление представлений о свободе личности в античной культуре и патристике, поскольку в древних традиций были сформулированы центральные компоненты современной нравственной культуры.
В контексте раннегреческой культуры в понятии «свобода» акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему - военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности - полис, его земля (Солон); свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Поэтому антоним термина «свободный» - не столько «раб», сколько «негрек», «варвар». Языческой античной культуре чужд не только опыт свободы, но и опыт личности, в которой и для которой только и можно помыслить свободу. Оно подчинило человека жизни рода, и мыслит человека исключительно в рамках родовых отношений, как подчиненную часть некого безликого целого, ему чужда мысль о самодостаточности личности. Таким образом, в античности идея свободы на фоне господства судьбы (рока) и необходимости проявлена слабо и практически лишена этического смысла.
В патристической традиции личность - есть внутренняя суть, природа человека, направленная на его самореализацию. Эта природа божественная, поскольку противоположна естественному эгоизму и инстинкту самосохранения. Понятие свободной личности здесь выступает как возможность реализации своих устремлений. Христианство освобождает человека из-под власти рода. Главное в человеке не то, что он родившийся и рождающий, главное в человеке - его собственная воля и самоопределение. Единственность и неповторимость личности каждого человека, согласно христианству, опирается на единственность личностного Бога. Поэтому нравственная свобода - это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями, самообладание.
В патристике утверждается, что человеку дана свобода выбора, и каждый вправе выбрать свой жизненный путь. Причиной греха является не свобода, а желание использовать эту свободу для удовлетворения своих похотей. Это обусловлено тем, что в отличие от физической свободы, на которую можно повлиять и которую можно ограничить в самой различной степени, на нравственную свободу (то есть на собственно возможность нравственного выбора) принципиально нельзя повлиять и ограничить ее. За человеком всегда остается возможность выбора нравственной направленности поступка - идти к Богу или от Него, быть праведным или грешным. Свобода осуществляется на путях преодоления и отказа от собственной воли (своеволия) и творческого претворения ее в волю спасительную, соответствующую замыслу Божиему о человеке.
Следовательно, в античной культуре и патристике содержатся противоположные подходы к разрешению проблемы свободы личности.