В настоящее время проблема понимания феномена морали оказалась в фокусе многочисленных научных исследований в силу своей актуальности. В истории человечества были выработаны два принципиально различающихся подхода к раскрытию сущности морали, оформившиеся в системе координат этического теоцентризма и этического антропоцентризма. Хотя данные подходы и обращены к решению одной проблемы, их характеризует различное толкование вопроса о природе морали, ее цели, задач, содержания и формы.
Рассмотрим понимание самых существенных свойств морали, особенностей ее функционирования в рамках обеих этических традиций.
Во-первых, различен характер требований морали.
Религиозные заповеди абсолютны и неизменны в силу того, что их источником является Бог. Бог есть объективный «критерий» для оценки добра и зла; Он выступает и как Верховный Судья человеческих поступков. Поэтому мораль - это дар Бога человеку.
В антропоцентрических же учениях (например, в софистике, в гуманистических доктринах эпохи Возрождения и Нового времени) постулируется идея относительности нравственного закона. Релятивистская основа этики антропоцентризма определяется историческим характером истоков морали. Концепции происхождения морали в антропоцентрической этике представлены биологизаторством (эволюционные, натуралистические концепции, «генная» теория), социально-историческими теориями Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов, социоцентризмом О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Природа морали в персоналистических учениях антропоцентризма трактуется как продукт человеческого разума, или как результат развития инстинктов биологической природы, как одна из социальных потребностей. Вследствие этого, в морали наблюдается прогресс, она развивается и совершенствуется.
Во-вторых, в содержательном смысле этические кодексы, декларируемые доктринами этического теоцентризма и этического антропоцентризма, едины в регламентации поведения человека по отношению к другим людям, к самому себе. Сфера духовно-нравственных отношений человека к Богу, определяющая и содержание собственно этического пространства (показательным примером тому является Декалог), присутствует в качестве значимой исключительно в этических системах теоцентризма.
В-третьих, система нравственной регуляции внутри двух подходов также отличается своеобразием. Так, к числу базовых нравственных регуляторов в этических системах теоцентризма необходимо отнести совесть как «глас Божий», добродетель страха Божьего, смысловым ядром которого выступает комплексное чувство благоговения и любви, а отнюдь не фобия. Центральным внутренним регулятором нравственности в теориях этического антропоцентризма является стыд. Общественное мнение считается высшим авторитетом в жизни человека.
Таким образом, этический теоцентризм трактует сущность мораль в тесной взаимосвязи с сакральным, духовным. Этическим антропоцентризмом декларирована идея морали, освобожденной от священного, основанной в значительной степени на философских, а не на богословских принципах.