Региональный компонент - это конкретизация части тем при изучении иностранного языка, которые получают региональное осмысление, региональную окраску.
Язык и культура тесно связаны. Обучение любому языку сопровождается взаимопроникновением культур, стремлением к взаимоотношению и взаимодействию и в это время требует сохранения собственной культурной идентичности.
Введение регионального компонента имеет несколько целей:
1. Развитие и индивидуализация ученика в межкультурном сотрудничестве;
2. Воспитание чувства патриотизма;
3. Воспитание социально-активной личности;
4. Расширение объема региональных знаний;
5. Воспитание интереса и бережного отношения к культуре родного края;
6. Развитие умений рассказывать о своем регионе на иностранном языке.
Интеграция регионального материала в общеобразовательный курс требует соблюдения таких принципов как: минимизация учебного материала, учет региональной специфики, отбор регионально значимых предметов речи, последовательное предъявление информации, принцип коммуникативности.
В средней школе освоение основ регионоведения в сочетании с обучением иностранному языку может делиться на начальный общеобразовательный и продвинутый этапы.
На начальном этапе региональные знания должны служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком. В общеобразовательной школе сведения о регионе можно собирать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока.
На продвинутом этапе региональные знания служат средством для чтения пропедевтического курса.
Исходный уровень знаний о регионе следует предварительно определить с помощью теста на родном языке, например:
а) вышивка крестом в) белая гладь
б) вышивка лентами г) объемная вышивка
2. Какая церковь была построена в городе Шуя по подобию московского храма Христа Спасителя и была взорвана в годы революции?
а) Спасская церковь в) церковь Петра и Павла
б) Вознесения Господня г) Храм преображения Господня
Лингвистическое и экстралингвистическое содержание регионоведческого материала должно быть максимально приближенно к реалиям региональной жизни. Например, разработанный нами интегративный курс «Лен. Русские традиции» можно распределить следующим образом:
1. 6 класс, Бим И.Л. Schritte 2. „Hobby. Das Nähen" «Freizeit... was gibt´s da alles».
2. 7 класс, Бим И.Л. Schritte 3. „Volkskunst, Leinprodution" «Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes»
3. 8 класс, Бим И.Л. Schritte 4. „Kleidungsstücke, Einkaufe, In Leinkleidunggeschäft" «Wir bereiten uns auf eine Deutschland reise vor. »
4. 9 класс, Бим И.Л. Schritte 5. „Mode" «Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie? »; „Die Leinkleidungfabrik in Schuja, Textilberufe, Modeldesignerin" „Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht´s mit der Berufswahl?"