Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка...Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все.
Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур.
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности.
Другое дело культура - массовое явление - присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир.
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные ("гопники", "люберы")
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику, так как крайне актуальна в наше время.
Рассмотрим более подробно субкультуру Гопников.
Гопники являются самой распространенной формой молодежный объединений. Имеют ярко выраженный криминальный и групповой характер: это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег, алкоголя и сигарет.
Слово «гопники» взаимосвязано с термином «делинквентность», а субкультура «гопников» является по своей сути делинквентной субкультурой.
«Делинквентность» по-английски - провинность или психологическая тенденция к правонарушению. Термин «делинквентность» охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм; в криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность» для обозначения высокого уровня уголовных преступлений, совершаемых подростками мужского пола в возрасте от 12 до 20 лет.
Другим явным и уникальным феноменом субкультуры гопников в России является его взаимосвязь с криминальной субкультурой. Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Например, вымогательство денег, групповые нарушения, наличие вражды между группировками, наличие кличек, алкоголизм, наркомания, токсикомания - выступающие средством «сплочения», самоутверждения и разгрузки, элементы тюремной лирики, возможно сексуальные извращения, распущенность, элементы уголовного жаргона, элементы заимствования тюремной внешней формы - одежды, прически.
По мнению А.Л. Салагаева и А.В. Шашкина, в России, в отличии от США, ценности шаек были привнесены из тюремной культуры, а не наоборот.
Возможной причиной этого являются массовые Сталинские репрессии населения СССР. Возвращаясь из мест заключения люди привносили тюремную культуру в обычную жизнь.
Гопники живут общинами. Внутри общины имеется примитивная иерархическая система, которая строится на неписаных понятиях, заимствованных, преимущественно, из мест лишения свободы; «стадный образ существования определяют групповую сплоченность, позволяют чувствовать себя «крутыми». Гопниками называли кучкующихся ребят, которые были одеты в фуфайки, и которые просто били или пытались бить всех подряд.
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Таким образом, воспитание молодежи неформальных движений начинается с учетом переходного возраст, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я - концепции; с определенности социального положения подростков; с перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль еще не сложились или не окрепли.
Поэтому необходимо работать с семьей, где подросток найдет поддержку и любовь близких, что будет развиваться как нормальная личность, скажется на его поведении и дальнейшей судьбе.
Используемая литература:
1. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учебное пособие - Саратов, 1980.
2. Прихожан А.М. Дети без семьи. - М., 1990.
3. Салагаев А.Л., Сикевич З.В. - Управление конфликтами молодежи как социальная проблема.
4. Социальная работа : Рос.энцикл. сл. - М., 1996.
5. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996.