ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация досуга не случайно является одним из центральных направлений работы нашей научно - проблемной группы. Поскольку досуг понимается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то следует выделить триаду "свобода", "разнообразие" и "выбор"   - это понятия, которые на наш взгляд дают ключ к пониманию проблемы педагогически целесообразной организации досуга детей и подростков. В двухполюсной модели педагогического процесса, когда он представляется как единство обучения и воспитания, организация досуговой деятельности совершенно не случайно рассматривается в поле воспитания. Тому есть на наш взгляд, минимум две причины. Во-первых, мы предоставляем ребенку возможность удовлетворить индивидуально-личностные потребности в общении, обогатить и совершенствовать личностный опыта.  Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса. В условиях современной социально-педагогической ситуации мы выделяем такие характеристики современного воспитания как технологичность, эмоциональность, ситуативность и перспективность. Содержание воспитания, утверждает проф. Е. В. Бондаревская, - это содержание жизни ученика. Следовательно, основной задачей становится создание культуросообразной среды развития ребенка. Организуемая досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно ориентированного образования.

Досуг  детей  развивается   по   своим   законам, принципам, которые мы с успехом апробировали на практике.

      К ним относятся:

     1. Принцип всеобщности и доступности - то есть  возможность  приобщения,   вовлеченности всех без исключения воспитанников детского дома в    сферу досуговой  деятельности  с  целью  удовлетворения         их запросов и         интересов.

     2. Принцип индивидуального подхода - предполагает  учет  индивидуальных запросов,  интересов,   склонностей,   способностей,   возможностей и социальной среды обитания детей,         при обеспечении их досуга. Дифференцированный     подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой         акции.

     3. Принцип занимательности -  заключается  в  создании  непринужденного         эмоционального общения  посредством  выстраивания  всего  досуга  на         основе игры и  театрализации,  ибо  сухость,  блеклость,  отсутствие         эмоциональной привлекательности способны  обречь  на  неудачу  любые         формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и         дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это  превращает  досуг         детей, подростков и юношества в праздник.

      Реализация принципов организации детского досуга на практике по  своим масштабам  воздействия  на  личность  выходит  далеко  за  рамки  досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель  которой  - разностороннее развитие личности воспитанников детского дома.

Таким образом, досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей.  В  процессе  досуга ребенку гораздо  проще  формировать  уважительное  отношение  к  себе,  даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой  активности.  Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера  ребенка, в  частности  таких  качеств  как  инициативность,   уверенность   в   себе, сдержанность,  мужественность,  выносливость,  настойчивость,   искренность, честность и д. р.

А реализация  сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя  лучше  протекает в  досуговое  время,  сущностью  которого  является   свободная   творческая деятельность.

       Досуг -  это  зона  активного  общения,  удовлетворяющая  потребности

подростков в контактах.

       В    процессе    коллективного    досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства  товарищества,  возрастание степени  консолидации,   стимулирование   трудовой   активности,   выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

       Досуг может стать могучим стимулом  для  развития  личности и в  этом

заключены его прогрессивные возможности.

Просмотров работы: 28