Организация досуга не случайно является одним из центральных направлений работы нашей научно - проблемной группы. Поскольку досуг понимается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то следует выделить триаду "свобода", "разнообразие" и "выбор" - это понятия, которые на наш взгляд дают ключ к пониманию проблемы педагогически целесообразной организации досуга детей и подростков. В двухполюсной модели педагогического процесса, когда он представляется как единство обучения и воспитания, организация досуговой деятельности совершенно не случайно рассматривается в поле воспитания. Тому есть на наш взгляд, минимум две причины. Во-первых, мы предоставляем ребенку возможность удовлетворить индивидуально-личностные потребности в общении, обогатить и совершенствовать личностный опыта. Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса. В условиях современной социально-педагогической ситуации мы выделяем такие характеристики современного воспитания как технологичность, эмоциональность, ситуативность и перспективность. Содержание воспитания, утверждает проф. Е. В. Бондаревская, - это содержание жизни ученика. Следовательно, основной задачей становится создание культуросообразной среды развития ребенка. Организуемая досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно ориентированного образования.
Досуг детей развивается по своим законам, принципам, которые мы с успехом апробировали на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения воспитанников детского дома в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения их запросов и интересов.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей и социальной среды обитания детей, при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3. Принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности воспитанников детского дома.
Таким образом, досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
А реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности
подростков в контактах.
В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности и в этом
заключены его прогрессивные возможности.