Согласно проведенных исследований, проблемы обеспечения жильем населения РФ, улучшения качества жилищных условий, формирования городской среды наиболее полно отвечающей запросам современного человека и общества начиная с 20 годов прошедшего века всегда оставались значимыми. В современной России он не утратил былую актуальность.
Для решения жилищной проблемы в нашей стране, необходимо не только много и быстро строить, но и правильно эксплуатировать жилые дома, своевременно производить ремонт и реконструкцию жилищного фонда и повышать его благоустройство. Земельные ресурсы нашей огромной страны, позволяют построить новые здания и сооружения, но мы хотели обратить внимание именно на модернизацию старого жилого фонда, так как это мероприятие с экономической и экологической точек зрения, самое оптимальное.
Отсутствие должного технического обслуживания жилищного фонда приводит к преждевременному износу строительных конструкций, что соответственно ведет к снижению нормативного срока службы здания. Это приводит к удорожанию стоимости капитальных ремонтов и увеличению расходов на эксплуатацию жилья. С увеличением срока эксплуатации жилья, растут расходы на его содержание. Таким образом, при обосновании решения о дальнейшей эксплуатации здания необходимо проанализировать множество факторов определяющих его ценность.
Реконструкция и модернизация жилищного фонда являются одним из важнейших направлений в решении жилищной проблемы и реформе жилищно-коммунального хозяйства страны и представляют собой комплекс строительных мер и организационно-технологических мероприятий, направленных на обновление жилых домов и инженерной инфраструктуры с целью сохранения жилищного фонда и улучшения условий проживания, приведения их эксплуатационных качеств в соответствие с установленными требованиями.
Наибольшую значимость представляют жилые дома первых массовых серий, общая площадь которых составляет около 250 млн. м2. Ориентация на массовый снос жилых зданий первых серий не является приоритетной для регионов РФ, так как более поздние постройки при высокой степени морального износа обладают достаточными физико-механическими характеристиками и эксплуатационной надежностью, легко восстанавливаемой современными средствами и технологиями.
Данную проблему можно было бы решить несколькими способами.
В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения реконструкция жилищного фонда рассматривается как наиболее рациональный путь использования ограниченных финансовых ресурсов для решения жилищного вопроса. Реконструкция позволяет не только сохранить имеющийся жилищный фонд, но и существенно (на 40-70 %) увеличить его размеры за счет надстройки домов и пристройки к ним дополнительных объемов.
При реконструкции жилых домов часто применяется двухэтажная надстройка здания. Надстройка зданий является наиболее эффективным приемом расширенного воспроизводства жилищного фонда, поскольку она не требует увеличения земельного участка и позволяет реализовать все запасы несущей способности конструкции здания. Именно поэтому надстройка была одним из основных приемов наращивания жилищного фонда крупных городов в 1920-30-е годы и в послевоенный период.
В Москве в 1920-30-е годы за счет увеличения этажности жилых домов дореволюционной постройки общие площади в пределах Садового кольца выросли на 8,7 %, одновременно улучшилось инженерное обустройство надстроенных зданий. В большинстве случаев надстройка выполнялась с учетом архитектурно-художественного решения здания и не приводила к ухудшению его внешнего вида.
Здания постройки до 1950-х годов имеют достаточно высокий запас несущей способности, что позволяет осуществить надстройку несколькими этажами. В ряде случаев требуется усиление фундаментов, что в целом несущественно повышает себестоимость дополнительных площадей. Главной задачей организации надстройки здания является обеспечение безопасности работ. Возможно, применение сборки каркаса надстройки здания из отдельных отправочных марок, а также использование рамной конструкции с шарнирными связями, кровельными балками и ригелями. В начале работ по организации надстройки здания производиться установка грузоподъемного оборудования, организации зоны складирования материала. Отдельные бригады производят монтирование временного оборудования для водо- и электроснабжения.
Такая надстройка здания производиться по рамно-каркасной системе, при этом площадь надстройки составляет примерно 30% от начальной площади. Такая конструкция надстройки здания позволяет получить возможность планировки квартир разной площади, а также размещения их в одном или двух уровнях. Главной задачей организации надстройки здания является обеспечение безопасности работ. Возможно, применение сборки каркаса надстройки здания из отдельных отправочных марок, а также использование рамной конструкции с шарнирными связями, кровельными балками и ригелями. В настоящее время большую популярность получили надстройки зданий этажами, которые опираются на автономные опорные конструкции, а также эркеры-ризалиты.
Принятию решения по надстройке должно предшествовать детальное обследование оснований, фундаментов, размеров и прочностных характеристик кладки стен. Также используется такой метод, как встроенная система из сборного каркаса. Данный способ реконструкции базируется на использовании сборных железобетонных изделий заводского производства. Он впервые предложен и апробирован Матвеевым Е.П. при реконструкции 4- , 5-этажных жилых домов в Москве. За период до 1994 года по этой технологии было реконструировано более десяти 4-5-этажных зданий постройки 1930-х годов с надстройкой на два этажа.
Принципиальное решение способа встроенного каркаса распространяется на здания, имеющие в плане прямоугольную или близкую к ней форму. Используются конструктивные схемы с полным и неполным встроенными каркасами. Полный встроенный каркас позволяет исключить из работы ограждающие конструкции стен, что создает предпосылки выполнения реконструктивных работ не только с полной перепланировкой, но и надстройкой несколькими этажами.
При использовании схемы неполного каркаса, когда нагрузка от ригелей передается на стеновые конструкции, возможность надстройки ограничивается несущей способностью стен. Использование полного каркаса является более технологичным по сравнению с традиционными методами замены перекрытий, так как существенно снижается объем работ по устройству гнезд опирания, в меньшей степени ослабляется несущая способность стен, а в результате использования плит перекрытий различной длины обеспечивается возможность получения помещений с гибкой планировкой.
Полный встроенный каркас применяют при средней степени износа наружных стен и в случае надстройки здания несколькими этажами. При этом шаг расположения колонн согласуется с шагом оконных проемов и принимается кратным им. Использование полного встроенного каркаса позволяет превратить наружные стены в самонесущие, исключить комплекс работ по их усилению. Такое решение не ограничивает этажность надстройки, что в ряде случаев является определяющим при реализации проекта реконструкции.
Базовыми элементами являются сборные железобетонные конструкции модернизированного каркаса серии 1.020-1/87: фундаменты, ригели, плиты перекрытия сплошного сечения или многопустотный настил, стеновые блоки и панели, колонны высотой на 1-3 этажа, лестничные марши и площадки, сантехкабины, вентблоки, секции мусоропроводов, лифтовых шахт и др.
Для снижения себестоимости производства работ из-за широкой номенклатуры сборных конструкций целесообразно использовать ригели и многопустотный настил, изготавливаемые по экструзионной технологии, с разрезкой на требуемые размеры. Повышение уровня монтажной технологичности может быть достигнуто путем увеличения шага колонн встроенной системы и применения плит большепролетного размера, использования многоэтажных колонн и стыковых бессварных соединений.
Усиление фундаментов существующих зданий применяется так же давно, как и само строительство. Методы и способы усиления до середины ХХ века были столь же традиционны, как и конструкции фундаментов. Изменения происходили лишь в части применяемых материалов и преследовали главную цель - наряду с восстановлением прочности кладки, увеличение площади опирания существующих фундаментов, снижение удельных величин давления от сооружения на грунт и уменьшение величин осадок.Чаще всего такое усиление включает полную или частичную замену разрушенной кладки фундаментов, а также увеличение площади его опирания путем прикладки обойм или банкетов к телу существующего фундамента, а также устройство дополнительных фундаментов или опор рядом с существующими. Для лучшей связи с существующими фундаментами прикладка осуществляется "вперевязку" со старой кладкой. Опирание прикладок на грунты основания могло быть осуществлено на разных уровнях относительно подошвы усиляемого фундамента, выше ее, на одном уровне, а нередко, при низком уровне грунтовых вод и ниже подо3вы существующих фундаментов. Как правило, прикладки выполнялись из естественного камня, аналогично материалу усиляемого фундамента. Прикладки могли также опираться на забитые рядом с существующим фундаментом деревянные сваи. В конце XIX в., с внедрением в строительную практику цемента, обоймы и банкеты начали выполнять из бутобетона, бетона и затем железобетона, в основном монолитными, но в последние годы, иногда, и сборно-монолитными. Кроме обойм и банкетов применяется также введение ниже подошвы усиляемых фундаментов железобетонных плит и балок (лежней).
Можно реконструировать жилые здания с пристройкой объектов.
Данный вид реконструкции предусматривает уплотнение городской застройки, более рациональное использование подземного пространства, получение дополнительных площадей с минимальными затратами на устройство сетей и благоустройство территории.
Пристройка может осуществляться в общем цикле с реконструкцией существующего здания, а также индивидуально, когда состояние постройки отвечает нормативным требованиям по эксплуатационной надежности.
Функционально различные виды пристроек имеют, как правило, нежилое назначение первых и заглубленных этажей или полностью отводятся под административные или торгово-хозяйственные цели. В зависимости от площади пристройки заглубленная часть может использоваться в качестве автостоянок, бассейнов, тренировочных залов, а также производственных помещений малых предприятий.
Наиболее рациональным является размещение пристройки к торцевым частям зданий. Это позволяет существенно уменьшить объем работ по усилению фундаментов.
В зависимости от конкретных городских условий и градостроительных целей формы пристроек могут быть достаточно разнообразны. Как правило, при возведении пристроек максимально используются заглубленные этажи и прилегающие площади. Поэтому при их возведении используют технологии, обеспечивающие ограждение котлованов буроинъекционными сваями, методами «стена в грунте», «секущих свай», укрепление основания под фундаментами грунтоцементными сваями или массивами.
Стесненность строительных площадок требует использования высокомеханизированных технологий, специального грузоподъемного оборудования и инвентаря. Среди инженерных задач, которые приходилось решать человечеству, есть такие, что вызывают в душе нечто вроде священного трепета. Перенесение зданий с места на место явно из таких. В самой идее оторвать дом от матушки земли уже ощущается что-то противоестественное и безвозвратное. Первым делом необходимо каким-то образом отделить дом от основания. Для этого вокруг здания отрывают траншею, а затем отрезают его от фундамента. В практике московских и зарубежных передвижений в качестве режущего инструмента использовались металлические тросы. Разумеется, на этом этапе здание никуда не поедет: достаточно слегка сдвинуть его с места - и оно начнет разрушаться. Прежде чем путешествие начнется, кирпич, камень или дерево придется скрепить.
Первый шаг - укрепление здания так называемыми поясными балками. Другой вариант - опоясывание дома бетонным монолитом. Следующий шаг - сооружение мощной металлической рамы, на которой здание и отправится в путь.
Наружные и внутренние стены, которые окажутся перпендикулярными к направлению движения, наиболее уязвимы, поэтому их требуется укрепить особо. В стенах проделывают продольные борозды (штрабы), куда вмуровывают мощные железные балки в виде двутавра. Эти укрепляющие конструкции называются рандбалками. Ниже рандбалок в стенах пробивают проемы для рельсовых путей (они пойдут перпендикулярно рандбалкам). На проложенные рельсовые пути устанавливают катки, а на них - так называемые ходовые балки. Над ходовыми балками размещают балки поперечные, которые жестко скрепляются с рандбалками, но ходовых пока не касаются. Так опорная рама обретает свой окончательный вид. Наконец, в оставшийся просвет между ходовыми и поперечными балками вбивают металлические клинья. В этот момент вес здания переносят с фундамента на катки, поставленные на рельсы. Осталось разобрать участки кладки между просветами для рельсовых путей, и дом можно катить. Собственно, описанная технология - это лишь один из вариантов.
Конечно, описанная технология трудоемкая и многозатратная, но как путь решения проблемы достойна рассмотрения.
Реконструкция зданий и сооружений является сложной многоплановой проблемой. Ее решение в каждом конкретном случае требует учета социальных, экономических, эстетических, технических и ресурсных аспектов. Объемы реконструкции будут и дальше возрастать, что в первую очередь обусловлено дефицитом земли, ресурсов, недостаточно эффективным использованием эксплуатируемых площадей в производственной сфере, повышением требований к комфортности жилья и др.
Предложенные методы целесообразно осуществлять в нашем городе, ведь все жители нуждаются в достойном жилье, но не у всех есть возможность приобрести новое, поэтому модернизация и реконструкция жилищного фонда - одна из глобальных проблем современности.
Литература:
Абрамян, С.Г. Технология и организация реконструкции и капитального ремонта жилых и общественных зданий: учеб. пособие/ С.Г. Абрамян, Т.Ф. Чередниченко, Ю.Н. Николаев, ВолгГАСУ, - Волгоград, 2009. - 105с.