ОБРАЗ АВАНТЮРНОЙ ГЕРОИНИ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ДЕФО И С. ШЕЛДОНА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОБРАЗ АВАНТЮРНОЙ ГЕРОИНИ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ДЕФО И С. ШЕЛДОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный читатель успешно освоил все существующие виды литературы. Следует отметить, что в настоящее время довольно большой популярностью пользуется массовая литература, которая в теоретическом аспекте рассматривается как «литературный низ». К данной категории относится и так называемая приключенческая литература. Для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки [2, с. 305]. Примером произведений этой разновидности литературы является авантюрный (плутовской) роман. Как особый литературный жанр он имеет свои особенности. Произведение имеет четкую сюжетно-композиционную схему: в нем изображаются похождения главного героя, плута (пикаро), который, будучи сиротой или оказавшись изгнанным из дома, вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. После долгих скитаний, в ходе которых протагонист знакомится с представителями почти всех общественных слоев и учится противостоять враждебному миру, он завоевывает свое место в социальной иерархии и добивается определенных материальных благ. Характерно, что герой плутовского романа - это человек беспринципный, приспосабливающийся к обстоятельствам, при всей своей предприимчивости морально пассивный. Поэтому данную разновидность романа называют «романом воспитания наизнанку». Кроме того, такой роман отличается автобиографической формой, бытовым комизмом, сатирической направленностью [1].

Ярким представителем среди писателей, которые творили в русле приключенческой литературы, а также автором целого ряда авантюрных романов является Даниэль             Дефо (1660(?) - 1731). Его творчество составляет целую эпоху в развитии английской прозы [3, с. 118]. Авантюрные романы Даниэля Дефо ценны тем, что в них герои показаны в столкновении с жестоким и бездушным миром, что позволяет писателю наиболее реалистично описать условия формирования их личностей и объяснить мотивы их поступков.

Традиции Даниэля Дефо сохранились в литературе до сих пор. В частности, они нашли свое отражение в произведениях популярного американского писателя двадцатого века - Сидни Шелдона (1917 - 2007).

Он начинал с того, что писал сценарии для мюзиклов и  фильмов, а позднее и целые телесериалы. Романы Шелдона имеют огромный успех у читателей. Часто в качестве главного персонажа его произведений выступает женщина, перед которой открывается жестокий и беспощадный мир, полный всевозможных трудностей и опасностей. Будучи сильной и волевой личностью, героиня блистательно справляется со всеми препятствиями, которые предоставляет ей судьба.

Таким образом, в творчестве как Даниэля Дефо, так и Сидни Шелдона, присутствует образ авантюрной героини. Однако, учитывая тот факт, что этих писателей отделяет друг от друга не одно столетие, будет весьма интересно провести сравнительный анализ главных героинь на примере двух романов: «Молль Флендерс» Д. Дефо и «Если наступит завтра» С. Шелдона.

Молль Флендерс родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Ей знакома жизнь в трущобах и повседневная борьба за существование. В отличие от нее, героиня Шелдона по имени Трэйси Уитни с детства была окружена любовью матери и отца, которые дали ей достойное воспитание и образование.

Обе женщины отличаются великолепным умом, энергичностью, хитростью и проницательностью. Кроме того, и Молль Флендерс, и Трэйси Уитни очень хороши собой, что играет немаловажную роль в их нелегких судьбах.

Жизненные обстоятельства способствуют превращению каждой из них в воровку и авантюристку. Это заставляет их кардинальным образом изменить не только сферу деятельности, но и свое отношение к окружающему миру, людям и жизни в целом. Важно отметить, что ни одна из них не является развратницей и преступницей по своим склонностям. Молль Флендерс на этот путь толкнула нужда. Трэйси Уитни же стала жертвой мафии. Таким образом, хотя они и пострадали от тех социальных условий, в которых им пришлось оказаться, в душе каждой героини невероятным образом уживаются наивность и простота с расчетливостью и хитростью. Они могли бы быть верными женами, хорошими матерями и добиться немалых успехов в жизни.

В финале обоих романов каждая из этих двух женщин решает оставить свои преступные дела и начать новую, честную и спокойную жизнь.

Таким образом, образ авантюрной героини позволяет авторам раскрыть такие важные проблемы, как проблема взаимоотношений человека и общества, проблема влияния социума на становление личности и многие другие. Все они, на мой взгляд, не только не утратили своей значимости и по сей день, но и, возможно, стали в некоторой степени острее. Жизнь во все времена выдвигала жесткие требования к человеку, заставляя его приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям среды, вырабатывать все новые умения и навыки, необходимые для успешного «выживания». Безусловно, в наибольшей степени все зависит от самого человека, только ему и никому другому решать, каким ему быть. Однако то, каким станет человек, во многом зависит и от общества, в котором он развивается и с которым постоянно сталкивается в течение всей своей жизни.

 

Список литературы:

 

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий: / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

2. Литературный энциклопедический словарь: / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 750 с.

3. Михальская, Н.П. История английской литературы: учеб.: / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - М.: Академия, 1998. - 510 с.

Просмотров работы: 77