ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В РОМАНЕ ДЖОРДЖА МЕРЕДИТА «ЭГОИСТ» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В РОМАНЕ ДЖОРДЖА МЕРЕДИТА «ЭГОИСТ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Джордж Мередит, выдающийся английский романист и поэт XIX-XX веков, на протяжении всей жизни искал новые пути развития романа и новые принципы художественной изобразительности. Однако любое новаторство Мередита всегда сочеталось с традициями английской сатиры.

В его романе «Эгоист» (1871), по праву считающимся вершиной творчества писателя, нашли воплощения идеи и проблемы, которые ставил перед собой автор в своих предыдущих произведениях, а также был реализованы новые приемы и способы повествования. Такое понимание и воспроизведение писателем действительности в соответствии с особенностями его художественного мышления и эстетического идеала называется художественным методом. [1, c.174] Свое воплощение метод получает в идейном строе произведения,  в принципе построения образа, сюжете, композиции и языке. Он проявляется в искусстве в исторически обусловленном единстве творческих принципов и выражается в общей трактовке основных проблем, которые возникают перед искусством в любом и в то же время в каждом историческом периоде, то есть проблем идеала, героя, жизненного процесса и народа в данных конкретных национально-исторических условиях. Таким образом, можно сказать, что метод определяется тремя факторами: действительностью, мировоззрением писателя и его художественным мышлением. Говоря об особенностях художественного метода Мередита, следует подробнее рассмотреть каждый фактор. [1]

Первый фактор - это действительность. Так как Джордж Мередит - ровесник Викторианской  эпохи, закономерным является то, что в произведениях писателя отразились особенности социального и политического развития Англии этого периода. Однако Мередиту удалось отразить панораму жизни, которая была отчасти скрыта за экономическими и международными успехами страны. Так, стабильность государства поддерживалась и укреплялась за счет семьи, дома, выработки определенной доктрины поведения и морали, которые, в свою очередь, были весьма условны. [3]

Мередит всегда выступал за эмансипацию женщин, вопреки устоям он был ярым сторонником идеи равноправия полов. Поэтому в «Эгоисте» писатель представляет новые образы женщин. Клара Мидлтон - образец свободомыслящей женщины. Осознавая неуважение и эгоизм со стороны будущего мужа, она жаждет свободы, даже если ее действия поддадутся осуждению со стороны общественной морали.

Второй фактор - мировоззрение писателя. Кроме объективных факторов формирования метода выступают и факторы субъективные, потому как не только жизнь, но и общественно-политические, а также иные взгляды писателя, его место в идеологической борьбе, характер его общественно-эстетических представлений  являются частью художественного метода. Если действительность определяет художественный метод, то основой метода является - мировоззрение. [1, c.176]

Так, политические воззрения Мередита были основаны на симпатии к радикалам, хотя сам писатель был против решительных действий, считая более правильным постепенное преобразование общества. Кроме того, он считал унизительным сословные барьеры, уже тогда подрывавшие устои демократии и порождавшие снобизм, который Мередит осмеивал в своем романе «Эгоист».

И, наконец, последний фактор - художественное мышление. Оно определяет необходимое условие для достижения художественной правдивости, а также степень проникновения писателя в глубину жизни. Вот почему, стремясь раскрыть внутренний мир героев, Мередит уходит в подсознание, воспроизводя процесс иррационального и ассоциативного мышления. Поэтому роман «Эгоист» в полной мере можно назвать психологическим, к тому же он написан в традициях тех английских психологических романов, где большое количество сцен и диалогов воздействуют на описания, ограничивая их обстоятельность [3, с.202]. Мередит использовал «систему аллегорических образов, изобилующих в речи персонажей», - это является ключом к новаторскому приему Мередита - «второму скрытому плану» интеллектуального действия, раскрывающего авторский замысел [2, с.605].

Однако Мередиту свойственен не только иррациональный и ассоциативный тип мышления, но и реалистический, поскольку писатель в своем творчестве ориентировался на реальную жизнь, и, несмотря на умозрительный («интроспективный») характер  романа, «Эгоист» не утрачивает связи с реальностью.[3]

Благодаря анализу художественного метода романа «Эгоист», можно сделать вывод, что Джордж Мередит обогатил искусство романа новыми приемами и средствами драматизации повествования: он изобразил тончайшие оттенки чувств и мыслей, отойдя от фиксации бытовых деталей, и показал реальную картину жизни Англии, выставив напоказ те усилия, с которыми общество цепляется за пережитки прошлого и дает наставление новому поколению отвергать нравственные и социальные догмы, которые давно изжили себя.

Литература

1. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. С.174 - 184.

2. Мередит Дж. Эгоист / / Захаров В.В. Джордж Мередит и его роман «Эгоист». М.: Художественная литература, 1970. С. 592 - 608.

3. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Художественная литература, 1986. С. 157 - 210 .

Просмотров работы: 104