Обращаясь к процессу исправления недостатков произношения фонем, свойственных иберийско-кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и этап ее закрепления в речи.
Этапы постановки и автоматизации фонем описаны во многих пособиях выдающихся исследователей (A.M. Смирнова, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Е.Ф. Pay, В.И. Рождественская, Б.М. Гриншпун, В.А. Синяк, Л.С. Волкова, СН. Шаховская, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.). Мы руководствовались в нашей экспериментальной и исследовательской работе учением этих замечательных ученых, исследователей.
Характерные фонемы для иберийско-кавказской группы языков отсутствуют в русском, немецком, английском и других языках и, возможно, по этой причине нет названий, наименований нарушений. Также могут наблюдаться интерференции. Нарушения, присущие русской речи, являются нормальным явлением для языковых групп республики, например: «ЛЪ» - такое произношение данной фонемы в русском наречии именуется - боковой сигматизм.
Механизм образования фонемы ГЪ заключается в следующем (рис. 1). Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от следующей гласной фонемы, что видно при сравнении слогов ГЪА, ГЪО, ГЪУ. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние (4-5 мм). Кончик языка находится у нижних резцов. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Часто фонема ГЪ выступает в виде горлового дрожания звука, что принято называть «гортанизм».
Первый тип подобной артикуляции это велярное «Р», которое напоминает грубое произношение ГЪ, считающееся нормальным произношением (velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывают мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает звучание данной фонемы.
Второй тип - близкое к увулярному «Р» (uvula - язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.
Ряд фонем, характерные дагестанским языковым группам, отражены в таблице. Даны названия фонем и звучание на арабском и в других языках, если есть какое-либо сходство.
Если ребенок произносит «Р» искаженно, надо установить, интерференцию или же ротацизм. Интерференции при объяснении и показе, ребенок способен произносить правильно. При получении данной фонемы, проводится работа над дифференциацией фонем Р и ГЪ.
Механизм образования фонемы ГЬ заключается в следующем (рис. 2). Положение губ зависит от смежных фонем. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Лезвие языка у нижних резцов. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Поток воздуха, проходящий в ротовую полость через голосовую щель, встречает лишь незначительное легкое препятствие и создает акустическое впечатление при дыхании. Фонема ГЬ аналогична английскому h, украинскому Г.
При произнесении фонемы ГI, губы принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. В период произнесения, спинка корневой части языка касается небной занавески. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и небом, в результате образуется характерный гортанный шум (рис. 3).
При артикуляции твердого заднеязычного согласного звука КЪ (рис. 4) спинка языка отодвигается назад вверх, вплотную примыкая к задней части мягкого неба. После резкого отрыва языка от мягкого неба, струя воздуха проходит через полость рта, образовав взрывной гортанный звук КЪ.
Способ постановки в период произнесения фонемы К, отодвинуть язык путем нажатия на кончик, чисто вымытым пальцем, чтобы корень языка прикоснулся с мягким небом. Путем такого движения мы можем получить гортанный звук КЪ.
Механизм образования фонемы КЬ состоит в следующем (рис. 5). Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, а средняя часть спинки смыкается с небом. В момент произнесения смычки между языком и небом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Аналогичным образом образуется фонема KI (рис. 6). В данном случае соприкосновение языка с небом происходит в передней части.Механизм образования фонемы ХЪ состоит в следующем (рис. 7).
Положение губ зависит от смежных, главным образом, последующих фонем, что видно, например при сопоставлении слогов в словах, например: ХЪАЛИ (комната), ХЪУ (пашня), ХЪИ (почка). Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, задняя часть спинки смыкается с задней стенкой глотки и в момент произнесения звука смычка взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который, образовав гортанный шум, вырывается наружу. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.Способ постановки. Ребенок произносит длительно X. в этот момент продвинуть язык так, чтобы корень языка прикоснулся к задней стенке глотки. В этот момент слышится характерный гортанный шум -ХЪ.
Усвоив произношение фонемы в слогах, словах ребенок без труда реализует приобретенный навык и во всех фонетических условиях. Закрепляя фонему на определенном речевом материале, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференцирование, а также соответственным упражнениям в чтении и письме.