ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКИХ ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКИХ ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обращаясь к процессу исправления недостатков произношения фо­нем, свойственных иберийско-кавказской группе языков, следует выде­лить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и этап ее закрепления в речи.

Этапы постановки и автоматизации фонем описаны во многих по­собиях выдающихся исследователей (A.M. Смирнова, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Е.Ф. Pay, В.И. Рождественская, Б.М. Гриншпун, В.А. Синяк, Л.С. Волкова, СН. Шаховская, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.). Мы руководствовались в нашей экспериментальной и исследовательской работе учением этих замечательных ученых, исследо­вателей.

Характерные фонемы для иберийско-кавказской группы языков отсутствуют в русском, немецком, английском и других языках и, воз­можно, по этой причине нет названий, наименований нарушений. Также могут наблюдаться интерференции. Нарушения, присущие русской речи, являются нормальным явлением для языковых групп республики, напри­мер: «ЛЪ» - такое произношение данной фонемы в русском наречии име­нуется - боковой сигматизм.

Механизм образования фонемы ГЪ заключается в следующем (рис. 1). Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от сле­дующей гласной фонемы, что видно при сравнении слогов ГЪА, ГЪО, ГЪУ. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние (4-5 мм). Кончик языка находится у нижних резцов. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято и за­крывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Часто фонема ГЪ выступает в виде горлового дрожания звука, что принято называть «гортанизм».

Первый тип подобной артикуляции это велярное «Р», которое на­поминает грубое произношение ГЪ, считающееся нормальным произно­шением (velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближа­ется с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывают мелкую, беспорядочную вибра­цию мягкого неба, в результате чего возникает шум, который, примеши­ваясь к тону голоса, сообщает звучание данной фонемы.

Второй тип - близкое к увулярному «Р» (uvula - язычок), при кото­ром вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

Ряд фонем, характерные дагестанским языковым группам, отраже­ны в таблице. Даны названия фонем и звучание на арабском и в дру­гих языках, если есть какое-либо сходство.

Если ребенок произносит «Р» искаженно, надо установить, интер­ференцию или же ротацизм. Интерференции при объяснении и показе, ре­бенок способен произносить правильно. При получении данной фонемы, проводится работа над дифференциацией фонем Р и ГЪ.

Механизм образования фонемы ГЬ заключается в следующем (рис. 2). Положение губ зависит от смежных фонем. Между верхними и ниж­ними резцами сохраняется некоторое расстояние. Лезвие языка у нижних резцов. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Поток воздуха, проходящий в ротовую полость через голо­совую щель, встречает лишь незначительное легкое препятствие и создает акустическое впечатление при дыхании. Фонема ГЬ аналогична англий­скому h, украинскому Г.

При произнесении фонемы ГI, губы принимают положение следующего гласного. Расстояние ме­жду верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и каса­ется нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зу­бам. В период произнесения, спинка корневой части языка касается неб­ной занавески. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взры­вает смычку между языком и небом, в результате образуется характерный гортанный шум (рис. 3).

При артикуляции твердого заднеязычного согласного звука КЪ (рис. 4) спинка языка отодвигается назад вверх, вплотную примыкая к задней части мягкого неба. После резкого отрыва языка от мягкого неба, струя воздуха проходит через полость рта, образовав взрывной гортанный звук КЪ.

Способ постановки в период произнесения фонемы К, отодвинуть язык путем нажатия на кончик, чисто вымытым пальцем, чтобы корень языка прикоснулся с мягким небом. Путем такого движения мы можем получить гортанный звук КЪ.

Механизм образования фонемы КЬ состоит в следующем (рис. 5). Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фо­нем. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние. Кончик языка опущен, а средняя часть спинки смыкается с не­бом. В момент произнесения смычки между языком и небом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое небо поднято и закрыва­ет проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Аналогичным образом образуется фонема KI (рис. 6). В данном случае соприкосновение языка с небом происходит в передней части.

Механизм образования фонемы ХЪ состоит в следующем (рис. 7).

Положение губ зависит от смежных, главным образом, последующих фо­нем, что видно, например при сопоставлении слогов в словах, например: ХЪАЛИ (комната), ХЪУ (пашня), ХЪИ (почка). Между верхними и ниж­ними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, задняя часть спинки смыкается с задней стенкой глотки и в момент произ­несения звука смычка взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который, образовав гортанный шум, вырывается наружу. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Способ постановки. Ребенок произносит длительно X. в этот мо­мент продвинуть язык так, чтобы корень языка прикоснулся к задней стенке глотки. В этот момент слышится характерный гортанный шум -ХЪ.

Усвоив произношение фонемы в слогах, словах ребенок без труда реализует приобретенный навык и во всех фонетических условиях. Закрепляя фонему на определенном речевом материале, необходимо уде­лить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференци­рование, а также соответственным упражнениям в чтении и письме.

Просмотров работы: 2