Этнокультура обладает большим и действенным потенциалом реализации этих обоих определяющих успех дела условий, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.
Г. С. Шевченко пишет, что «реализация потенциальных возможностей развития психики детей зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, от внимания, окружающих взрослых, а с другой - от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений, навыков» (А.В. Запорожец, А.И.Захаров и др.)
Выдающийся педагог-гуманист В.А.Сухомлинский, подчеркивал важность единого воспитательного процесса, - «школьно-семейное воспитание», что предполагает единство целей, взаимопомощь, взаимную ответственность друг перед другом и обоих участников союза перед обществом, народом.
Усвоение моральных традиций, этикетной культуры народа, конфессиональных моральных ценностей, изучение фольклорных произведений и проведение ориентационно-ролевых игр, разыгрывание этикетных ситуаций и другие виды целенаправленно проводимой работы дали свои результаты - дети в своем большинстве поняли, что сквернословие - унижающая человека привычка, что это свидетельство не силы и смелости, а слабости и трусости человека.
Реализация комплексного воздействия этнокультуры на учащихся с ЗПР, естественно, требует соблюдения всех условий, обеспечивающих эффективность, оптимизацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания посредством мобилизации и активизации, несомненно, имеющихся у детей этой категории значительных резервов интеллектуальных, морально-этических, эмоционально-волевых, творческих способностей, возможностей развития психических функций личности, задатков коммуникативных умений.
При определении степени адаптации и психической и социально-педагогической реабилитации учащихся с ЗПР, обучавшихся как в классах коррекционно-развивающего обучения городских школ, так и в сельских учреждениях образования, в качестве критериев мы руководствовали следующими показателями:
а) объективные показатели:
- психическое развитие, умение учащихся правильно пользоваться психическими функциями (память, восприятие, воображение, мышление и др.) для саморегуляции своей жизнедеятельности;
- деятельно-волевое развитие, целесообразность, осознанность принимаемых решений, их соответствие как материальным, так и духовным потребностям;
- развитие умственных способностей, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать и др.;
- соответствующий возрасту уровень нравственного развития, умение применять приобретенные моральные традиции, нормы поведения в семье и обществе, источником которых является народная духовная культура;
- коммуникативные способности, умения, навыки, соответствующие общечеловеческим и традиционным этикетным нормам;
- умение пользоваться жизненным опытом, накопленным в результате участия в деятельности, основанной на традициях и регулируемой ими;
- умения реализации потребности в самовоспитании, саморазвития во всех сферах жизнедеятельности.
б) субъективные показатели:
- оптимистическое отношение к жизни, умение мечтать о достижимом и стремиться к реализации своих жизненных интересов;
- адекватная самооценка у 60%-70% охваченных экспериментом детей с ЗПР;
- вера в доброту, честность, порядочность людей (не только близких, родственников);
- потребность свободного и доброжелательного общения с близкими и незнакомыми людьми;
- душевное удовлетворение от умения самостоятельно принимать решения, делать моральный выбор;
- бережное и уважительное отношение к своей личности, чувство собственного достоинства в сочетании с уважением к другим людям;
- ощущение свободы и легкости в общении;
- ощущение своей нужности, значимости в школе, коллективе сверстников в игре, общении, выполнении различных дел.
Изложенные выше критерии, которыми мы руководствовались при определении итогов эксперимента, свидетельствуют о достижении поставленных в нем целей.
Положительные сдвиги, произошедшие в уровне развития учащихся с ЗПР, свидетельствуют о том, что их социальная реабилитация - реальный факт, следствие коррекционно-развивающего обучения и воспитания, подкрепленного социализирующим, гуманизирующим и развивающим личность потенциалом традиционного народного воспитания.
Проведенные в итоговой части эксперимента углублённые наблюдения, опросы, тестовые задания и др., для определения уровня нравственного, умственного, психического развития детей с ЗПР под воздействием этнокультурного образования показали, что у учащихся созрели необходимые предпосылки не только для адаптации к учебе в обычной общеобразовательной школе и активного участия во всех видах деятельности.
Наше исследование позволило сделать обоснованный на итогах опытно-экспериментальной работы вывод о том, что этнокультурные ценности и многовековой опыт народного воспитания служат высокоэффективным и действенным вспомогательным средством достижения социально-педагогической реабилитации учащихся с ЗПР.
Основными признаками, преимуществами и критериями разработанной опытным путем технологии, усиливающей коррекционно-развивающую направленность обучения и воспитания детей с ЗПР, обеспечивающей достижение их социально-педагогической реабилитации являются:
- формирование социально-семейной среды, основанной на гуманных идеях, ценностях этнокультуры, обеспечивающей доброжелательное и бережное отношение к детям с ЗПР;
- глубокое усвоение и активная реализация учащимися с ЗПР этнокультурных ценностей в основных видах их жизнедеятельности (игре, учебе, посильном труде, общении с различными людьми);
- вера учителей, родителей и других заинтересованных взрослых в успешное развитие и возращение учащихся с ЗПР к полноценной и многосторонней жизнедеятельности и вселение этой веры в сознание и сердца самих детей;
- воспитание и развитие детей с ЗПР делом, поступком, отношением; активное и осознанное накопление жизненного опыта, конечной целью и итогом которых является формирование у воспитуемых умений, навыков саморазвития, саморегуляции, самотворения как активной, социально ответственной, нравственно зрелой личности;
- тесное сочетание методики коррекционно-развивающей работы со специфическими методами, способами, народной педагогики;
- объединение усилий школы и семьи, достижение подлинного единства их воспитательных позиций;
- увеличение удельного веса внеклассных, внешкольных воспитательных мероприятий (в том числе развивающих творческие наклонности и способности детей в том или ином виде народного искусства), основанных на этнокультуре;
- широкое применение морального поощрения детей за самые скромные успехи в развитии по пути движения к цели - социально-педагогической реабилитации.
Литература
1. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 80 с.
2. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964. - С. 184 -246.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателю. - Минск: Народная асвета, 1978. - 288 с.
5.Сухомлинский В.А. Педагогическая культура родителей // Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1982, Т.3. - С. 436 - 441.
6.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 26 с.
7. Шевченко С. Г. Условие эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразов. школе // Дети с ограниченными возможностями: Хрестоматия. - М., 2001. - С. 179-188.