ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В результате педагогического наблюдения за детьми, находившимися в детских домах-интернатах, были выявлены особенности их психического развития. Наблюдение осуществлялось по следующим параметрам: поведение на занятиях и в группе; характер и форма общения со взрослыми и сверстниками; эмоциональные и волевые проявления; сформированность игровой и изобразительной деятельности; уровень развития психических функций (внимания, памяти, мышления, сенсорного восприятия, речи) и навыков личной гигиены и самообслуживания.

Состав детей с тяжелой умственной отсталостью 5-8 лет весьма сложен и неоднороден по разнообразию нарушений, их сочетаний и степени выраженности. У них отмечаются большие различия в уровне недоразвития познавательной деятельности, умений и навыков, в структуре психофизического дефекта, в клинических проявлениях органических нарушений центральной нервной системы.

Дети одного возраста нередко оказываются совершенно различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. На основании полученных данных нами были выделены и охарактеризованы три группы детей с тяжелой умственной отсталостью.

1 группа - дети с низким уровнем. Для этой группы детей была характерна неоднородность их поведения. У части детей преобладала моторная расторможенность, выраженная недифференцированная активность: они бегают по комнате, живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, трясут, тянут в рот, но очень быстро бросают и переключаются на другие. Часто такие дети бывают, навязчивы: они подбегают к взрослым, влезают на колени, жестом требуют, чтобы им дали тот или иной предмет. У другой части детей, напротив, уровень психической активности был чрезвычайно низок: они заторможены, интерес к окружающему полностью отсутствует. В группе они обычно крайне пассивны, почти не реагируют на новых людей и игрушки, контакт с ними резко затруднен.

При всем разнообразии клинических проявлений всех этих детей объединяет невозможность выполнения даже простейших целенаправленных действий. Все попытки играть с детьми оказываются безуспешными.  У них не наблюдается привязанности ни к детям, ни к воспитателям.

Воспитанники с трудом ориентируются в спальне, в игровой комнате. Они могут сесть не на свое место, лечь в чужую постель. Большинство из них не знают свою одежду и обувь, путают их с вещами других детей.

Воспитанников 1 группы невозможно включить в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Дети не различают функциональных свойств игрушек.

Не наблюдается также и сформированности навыка держания карандаша. При попытке добиться от них повторения на бумаге простейших линий, дети не понимают, что от них требуется. Они зажимают карандаш в кулаке и начинают с силой давить на него. Потом карандаш бросают или начинают им стучать.

Дети с трудом понимают обращенную к ним речь (преимущественно это речь, подкрепленная жестами). По степени сложности речь характери­зуется простой фразой с глаголом в повелительном наклонении. Детям этой группы хорошо знакомы лишь предметы окружающей обстановки (комнаты, улицы, где они гуляют). Из частей тела они могут показать только руки, ноги, глаза. Иногда показывают предметы одежды. Им знакомы глаголы бытового характера. Собственная речь детей находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. Иногда при стимуляции взрослого возможна собственная речевая активность в виде отдельных слов.

Навыки самообслуживания у детей этой группы полностью отсутствуют. Они нуждаются в уходе. Только небольшая часть воспитанников пытается самостоятельно одеться и раздеться, но делает это неумело, путают последовательность операций. При раздевании эти дети одежду не складывают, а разбрасывают. Несколько лучше обстоит дело с приемом пищи: они держат ложку в кулаке, едят при этом неаккуратно.

2 группа - дети со средним уровнем. Дети этой группы проявляют большую заинтересованность к окружающему. Но интерес кратковременен. Внимание детей неустойчивое. Они легко включаются в любую работу группы, но не способны к целенаправленной длительной деятельности. Удерживаться в ней они могут только при организации совместных действий со взрослым. Дети проявляют готовность выполнить задание, но волевые усилия при этом слабые. Не расстраиваются, когда у них что-то не получается, но эмоционально реагируют на похвалу. Они стремятся к контакту с другими детьми. Эти контакты неустойчивы, непостоянны и не носят избирательности. Но в тоже время некоторые воспитанники с тяжелой умственной отсталостью испытывают эмоциональную привязанность к отдельным детям, взрослым. Иногда это доходит до навязчивости.

В группе они свободно ориентируются. Знают и всегда стараются занять свое место, воспользоваться своими вещами. Перемещаясь в пространстве детского дома, чувствуют себя неуверенно и часто не знают, где находится их группа.

Невозможность самим организовать свою деятельность особенно ярко проявляется у этих детей в свободной игре. Они не в состоянии самостоятельно занять себя игрой. Для них характерно принятие инициативы взрослого и выполнение определенных действии под его руководством. Многие дети могут назвать игрушки (кукла, машина, кубики). При выборе игрушек отдают предпочтение знакомым, постоянно находящимся в обиходе. Чаще всего дети заученно повторяют с ними одни и те же действия. В действиях с игрушками можно наблюдать неадекватные движения и манипуляции. Дети не стремятся играть в коллективе, каждый молча занимаясь сам собой.

Остается несформированной и изобразительная деятельность. Многие воспитанники II группы умеют держать карандаш. Однако бессмысленно штрихуют лист бумаги отрывистыми прямыми, иногда пересекающимися линиями.

Большинство детей этой группы хорошо понимают простую речевую инструкцию взрослого. Они знают и показывают не только предметы окружающего их быта, но и животных, а в некоторых случаях и явления окружающей действительности (снег, солнце, дождь). По картинкам воспитанники могут показать предметы обихода (ножницы, чашка, карандаш) и определить их назначение. Некоторые дети способны выделить детали предметов (крышка, ручка чайника, ножка стола и т.д.).

Пассивный словарный запас значительно превосходит уровень их собственной речи. У части детей речь отсутствует. Дети пытаются изъясняться жестами и звуковыми комплексами. В этой группе можно встретить умственно отсталых детей, у которых собственная речь остается на уровне либо отдельных слов, либо на уровне фразы из 2-3 слов.

В основном, дети употребляют существительные в именительном падеже, реже глаголы. Глаголы, как правило, употребляются в повелительном наклонении или инфинитиве в сочетании с существительным в именительном падеже. Например: "Дай кукле", "Читать книжки". Предлоги употребляются редко. Чаще других дети используют предлог "в". В целом фраза остается аграмматичной.

У воспитанников II группы наблюдается нечеткость лексического употребления слов. В речи они часто заменяют название предметов словами, обозначающими действия: "кровать-пать", "яблоко-кушать".

Этим детям доступно зрительное соотнесение предметов по цвету, форме и величине. Некоторые воспитанники могут выделять 1-3 цвета, 1-2 формы. Иногда дети сами называют цвет (чаще красный) и форму (обычно круг). Многие дети могут показать по просьбе взрослого правую и левую руку, верх и низ. Однако активно эти понятия не использует никто. Как правило, не сформированы у этих детей и обобщенные понятия. Они не в состоянии разложить по группам карточки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, животных.

Дети 2 группы более самостоятельны в обслуживании себя. Они владеют навыками одевания, раздевания, обтирания, принятия пищи. Но делают это неаккуратно. Менее доступными для усвоения являются навыки, осуществляемые посредством предмета - орудия (чистка зубов, причесывание). Также сложно им даются процессы застегивания пуговиц, шнурования и др. Хозяйственно - бытовыми навыками никто из детей не владеет.

3 группа - с высоким уровнем. По сравнению с детьми двух предыдущих групп дети этой группы проявляют большую заинтересованность к окружающему. Они охотно идут на контакт, задают взрослому вопросы: "Что это?"; "Что будем делать?". Эти воспитанники легко вовлекаются в общую работу, в занятия, быстро включаются в выполнение заданий. Однако их деятельность неустойчива. Чтобы дети могли выполнить задание до конца, необходима стимуляция со стороны взрослого. Некоторым воспитанникам в выполнении задания необходима помощь. Часто можно слышать отказ от выполнения задания, которое не получается. В случае неудачи настроение резко снижается. При удачном решении отмечается выраженная эмоциональная реакция. Особенно дети любят, когда их ставят в пример другим.

Воспитанники 3 группы охотно помогают воспитателю в приготовлении занятий. Они убирают игрушки по местам, расставляют детскую мебель. Дети этой группы свободно ориентируются в игровой комнате, спаль­не. Знают свое место и места своих товарищей. Иногда помогают слабым детям найти свой стул, одежду и т.д. Знают назначение бытовых помещений. У детей 3 группы отмечается стремление взаимодействовать друг с другом.

Поскольку многие дети могут говорить, они пытаются наладить общение, однако, такой речевой контакт непродолжителен и не развивается до уровня диалога. Контакты детей по отношению друг к другу чаще всего избирательны. Обычно они отдают предпочтение равным себе.

У воспитанников 3 группы прослеживается сформированность предметно-игровых действий, несмотря на то, что дети фактически не обучались. Они знают назначение многих предметов и игрушек, они отдают им большее предпочтение, проявляя более пристальный интерес. Это во многом определяет продолжительность игры, которая становится более продолжительной. Некоторая часть детей при обыгрывании игрушек способна совершить цепочку действий из 2-3 операций, однако не доводят их до законченного сюжета. Чаще всего дети начинают их многократно повторять. Для их игры остаются характерными неадекватные и манипулятивные действия. Совместной игры детей по-прежнему не происходит. Иногда в процессе игры они могут обращаться друг к другу. Обычно это требование дать понравившуюся игрушку соседа. Например: "Дай это!", "Моя машина". Такие обращения заканчиваются, как правило, отбиранием игрушки, шумом и слезами. Воспитанники этой группы хорошо понимают несложные инструкции взрослого. Знают название окружающих их предметов, некоторых объектов и явлений живой и неживой природы, их функциональное значение.

Для детей этой группы характерен большой диапазон уровней сформированности речи. Речь может полностью отсутствовать, может быть на уровне отдельных слов, а у отдельных воспитанников может состоять из простых фраз в 2-3 слова. Однако фраза, как правило, аграмматичная. В речи дети значительно чаще употребляют существительные в единственном и множественном числе, уменьшительно-ласкательную форму, появляется управление, изменение существительных по падежам, согласование глагола и существительного в числе, лице. Например: "Она гладит", "Мальчик цветы поливает", "Девочка пет кофе", "Девочка сидит на тульчике".

Отмечается также искажение звуконаполняемости слов: пропуски согласных при стечении, сокращение слогов. Например: "Пичка летает", "Дека (девочка) тут". Помимо этого по-прежнему наблюдаются множественные нарушения в звукопроизношении. Многие дети знают и называют основные цвета. Некоторые воспитанники знают названия 1-2 геометрических фигур.

У воспитанников 3 группы активно сформированы понятия "большой" и "маленький". Дети способны самостоятельно сложить разрезную картинку из двух, а некоторые - из трех частей. Возможности пространственной ориентировки таких детей ограничиваются показом лишь направлений по просьбе взрослого: право, лево, вверх, вниз, вперед, назад. Активно этими понятиями никто из детей не пользуется.

Некоторые воспитанники могут назвать по просьбе взрослого овощи, фрукты, посуду, одежду. Самостоятельно разложить по группам карточки с изображением этих предметов не может никто из детей. Лишь очень немногие из них могут это сделать при наличии значительной помощи взрослого.

Несмотря на то, что большинство этих детей могут подробно описать какой-либо простой сюжет, изображенный на картинке, назвать всех персонажей и действия, которые они совершают, установление причинно-следственных зависимостей детям совершенно недоступно. Более того, как выяснилось, понимание смысла сюжета детям недоступно даже при наличии значительной помощи и разъяснений взрослого. Дети не в состоянии адекватно реагировать на картинки с неправильными действиями (нелепицы), они не вызывают у них улыбки и стремления объяснить, как должно быть на самом деле.

Многие навыки самообслуживания у детей хорошо сформированы, умывания, вытирания, приема пищи, одевания, раздевания. Иногда дети не дифференцируют переднюю и заднюю сторону одежды, лицевую и изнаночную, левый и правый ботинки. Менее доступными для усвоения являются навыки, осуществляемые посредством другого предмета (чистка зубов, причесывание). Никто из детей по-прежнему не шнурует обувь. Отдельные дети начинают застегивать пуговицы. Умственно отсталые воспитанники 3 группы начинают овладевать простейшими навыками бытового труда. При подготовке к приему пищи расставляют тарелки, чашки, салфетницы, кладут ложки. Могут взять со стола и отнести использованную после приема пищи посуду.

В заключении следует отметить, что дети одного возраста нередко оказывались совершенно различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. В результате группы выделенных нами детей имели разновозрастный состав.

Просмотров работы: 218