ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из самых тяжелых, трудных в обучении сторон для билингва являются сочинения, изложения, составление по картинкам рассказа для последующего отражения в письменной речи. Всякое высказывание учащихся, устное или письменное, должно быть определенным образом построено. Сочинение состоит из отдельных частей. Эти части должны быть друг с другом связаны как по своему содержанию, так и по форме.

Чтобы изложение было стройным, необходимо при его написании соблюдать известные правила. Среди этих правил одним из важных является соблюдение норм правильного построения. Чтобы правильно руководить детьми в соблюдении правил составления изложений, следует изучить детское творчество, и в частности, письменные работы, которые в школе называются сочинениями, со стороны их построения, или композиции.

Немаловажную роль играет рассмотрение умения учащихся анализировать факты и явления, которые являются предметом повествования, описания или рассуждения, объединять их в одно целое и предварительно составлять планы для своих изложений.

Для анализа брались работы, которые удовлетворяют требованиям к изложениям, и такие, которые не соответствуют этим требованиям. При этом мы надеялись, что произведенный анализ дает достаточно полную картину состояния умений учащихся начальных классов в области связной письменной речи.

Ученикам далеко не всегда удается написать изложение, которое вполне соответствовало бы по своему содержанию теме, как оно сформулировано в заглавии. Перед нами изложение ученика 3 класса г.Махачкалы Абдулмуслимова Д. на тему «Настоящий товарищ».

План

1. Вова и Аня друзья.

2. Товарищ помог в беде.

Вкласе за одной партой сидели девчки и малчики. Вова, Аня. Аня часто полела. В один день Аня сломала ногу Ваня помог ей он вез ее в школу на санке все малчики потом сами помогии.

Алибеков Курбан, 3 кл.

Излажение

Настоящие товарищи

План

1. Вова и Сеня друзя.

2. Товарищ помог в беде.

Вкласе сидели Вова и Аня сидели, За одном столом. Часто Аня часто балела а Вова помога Аней с уроками аднажды, Аня паранила ногу а Вова носил Аню на санке а Дети смиялись над. Воваи а потом Дети стали помагат им.

Предложения в излагаемом материале плохо связаны между собой, допущены пунктуационные ошибки, а также на предлоги, отношении рода существительных и т.п.

Отмечая значение плана для ученика, который пишет изложение, не следует забывать и о том, что план в этом случае помогает учащимся в построении изложения и в развитии его содержания, когда он удачно составлен. Если же формулировки отдельных пунктов плана слишком общи, неясно выражены с точки зрения их содержания, то план не помогает пишущему, а подчас даже определяет недочеты в работе ученика.

Одной из причин неудачного построения изложений является неумение учащихся расчленить целый эпизод на отдельные части и синтаксически правильно объединить их.

Анализ построения изложений учащихся III, IV классов говорит о трудностях построения, которые испытывают дети при выполнении творческих работ. Трудности заключаются в неумении детей составить план, изложить в соответствии с планом свои наблюдения и впечатления, соединить отдельные мысли в связное целое, использовать к месту литературный материал в своем изложении. Конечно, далеко не все дети допускают ошибки. Однако ошибки этого рода являются характерными для многих детей-билингвов, начинающих выражать свои мысли в письменной форме.

Причины ошибок в управлении слов убеждают в том, что выражения различного рода отношений с помощью падежей и предлогов затрудняет учащихся, что уровень их абстрактного мышления недостаточен.

Ошибки в построении словосочетаний диктует необходимость систематической работы над словосочетанием в начальных классах, так как «...словосочетание - это та минимальная синтаксическая единица, на анализе которой легко показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления» (Рождественский Н.С., 1960, с. 103).

Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка и т.п.

Для дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо уточнить те критерии, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.

В процессе списывания, диктантов, изложений допускают искажения букв, замены графически сходных букв, перестановки слогов, слитное написание предлогов и т.п.

4 класс

Следует сказать, что установление связи между отдельными частями излагаемого материала, в частности между отдельными предложениями его, едва ли не труднейшая задача для учащихся, когда они пишут свои творческие работы. Обычно при анализе этих работ не обращается должного внимания на трудности и недочеты в этой области. Интересы дела диктуют необходимость работать не только над планом излагаемого материала, но также и над способами связи между его отдельными частями. Построение связного целого - это то, что следует считать началом в большой и многогранной работе над излагаемым материалом в начальных классах.

В практике работы школы наблюдаются такие случаи, когда дети в своих сочинениях используют отдельные словосочетания, предложения и целые отрывки из прочитанных ими литературных произведений. Конечно, неплохо, если учащиеся привыкают запоминать что-то из того, что они читают, разбирают с учителем на уроках чтения или при самостоятельном чтении, но нельзя сводить к цитированию из прочитанного всю письменную работу. Дети при такой постановке дела привыкают писать свои сочинения не по своим личным наблюдениям и впечатлениям над окружающей их действительностью, а по прочитанному. Неумелые заимствования из прочитанных произведений не способствуют тому, чтобы сочинение оформилось в связное целое.
Просмотров работы: 13