СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сравнительный анализ социально-демографических и экономических характеристик семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, позволяет констатировать значительное различие данных семейных (фамилистических) систем.

Одними из основных факторов, детерминирующих отличие семей, выступают образовательный уровень родителей и их профессиональный статус (большинство родителей детей с умственной отсталостью - люди с начальным (14%), средним (26,3%) и средним специальным образованием (56,6%). Только 0,9% респондентов имеют диплом высшего учебного заведения. Среди родителей обычных детей подавляющее большинство составляют люди с высшим образованием (94%); 4,7% родителей закончили профессиональные училища, колледжи и техникумы (средне-специальное образование) и 0,4% - закончили только школу (среднее образование).

Трудовой потенциал семьи подразумевает совокупность ее характеристик, обеспечивающих благосостояние и развитие семьи за счет трудовой деятельности ее членов. Самостоятельное развитие семьи базируется прежде всего на использовании трудового потенциала, составными частями которого являются образовательный и профессионально-квалификационный потенциал каждого члена семьи.

В ходе исследования было установлено, что более половины родителей детей с ограниченными возможностями (56,3%) являются представителями двух профессиональных групп: рабочие (24,7%) и работники сельского хозяйства (31,6%).

Самое меньшее число родителей детей с ограниченными возможностями занято в сфере предпринимательства - 2,3%; к категории служащих - 38,9%. Ведением домашнего хозяйства занимаются 17,3% родителей детей с ограниченными возможностями.

Достаточно высокий образовательный и профессиональный статус часто обусловливает получение материального дохода, необходимого для нормального функционирования семьи, а значит, осуществления ею эффективных социализирующих практик в отношении ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Интересным является то, что не имеет постоянного места работы практически каждый десятый родитель ребенка с ограниченными умственными возможностями.

Изучение демографических, социальных и культурно-бытовых условий семей детей с умственной отсталостью преследовало цель выяснить конкретные условия жизни семьи, своеобразие положения в ней ребенка.

При проведении исследования было выявлено, что почти четверть семей, воспитывающих детей с отклонениями в умственном развитии, являются многодетными (23%), которые в своем большинстве находятся в трудных материальных условиях.

Значительную долю семей, особенно детей с умственной отсталостью, составляют неполные семьи. Преимущественно это семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов, семей с отчимами или приемными отцами (73,5%). Такое положение в ряде случаев может выступать детерминирующим фактором реализации неадекватных социализирующих практик семейного воспитания, а в дальнейшем - различных социокультурных девиаций ребенка.

Анализ социально-демографических характеристик полных и неполных семей позволил констатировать, что полные семейные системы более благополучны и жизнеспособны. В их составе нет родителей, находящихся в местах лишения свободы, родителей, злоупотребляющих алкоголем, родителей, лишенных прав на ребенка.

В 13% неполных семей, относящихся специальной (коррекционной) школе, наблюдались различные социальные девиации. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т.п.

Из всех полных семей 83,6% являются, со слов самих родителей, относительно обеспеченными. По неполным семьям данный показатель в три с лишним раза ниже и составляет 25,8%. Таким образом, лишний раз доказано, что именно полная семья чаще всего в состоянии создать для развития и социализации ребенка оптимальные условия.

В ходе исследования было выяснено, что ежемесячный совокупный доход более половины семей детей с отклонениями в ментальной сфере (61,4%) составляет от 2000 до  5000 рублей; у 29,2% - доход не превышает 2000 рублей.

Экономический потенциал семьи, или материальный достаток семьи, определяется не только уровнем текущих доходов, но и наличием жилья, уровнем жилищно-бытовых условий. Анализ жилищно-бытовых условий семей выявил, что почти 58% семей детей с ограниченными возможностями проживают в благоустроенных квартирах со всеми удобствами. Примечательным отличием является то, что 30% семей, воспитывающих детей с отклонениями, имеют минимальный набор мебели и недорогую, часто изношенную (или бывшую в употреблении) бытовую технику. В основном 29,5% семей детей с ограниченными возможностями имеют свой дом с частичными удобствами; 11,7% проживают в общежитиях или коммунальных квартирах.

Таким образом, анализ социально-демографических и экономических характеристик семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, позволяет констатировать, что эти семьи нуждаются в социальной поддержке государства. Одним из основных факторов выступает образовательный уровень родителей и их профессиональный статус. Эти факторы часто обусловливают получение материального дохода, необходимого для осуществления нормального функционирования семьи, а значит, осуществления ее эффективных социализирующих практик в отношении ребенка с ограниченными возможностями.

Объективному риску социальной уязвимости подвержены практически все семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью, и порядка 5% семей учащихся массовой школы. Подавляющее большинство семей, имеющих детей с умственностью отсталостью, живут за чертой бедности, уровень образования родителей крайне низок, лишь каждая десятая семья может считаться до совокупности социокультурных, психологических, экономических и других характеристик благополучной.

В этой ситуации семья не только не в состоянии оказать какой-либо действенной помощи образовательному учреждению в развитии и воспитании ребенка с умственной отсталостью, но, напротив, она выступает фактором, осложняющим реализацию процессов социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Это актуализирует необходимость интеграции семей, испытывающих потребность во всесторонней поддержке государства в бенефициарную систему (систему льгот, пособий и т.п.), а также обеспечение тесного сотрудничества образовательных учреждений с социально-психологическими и социально - реабилитационными учреждениями, антикризисными центрами, так как в настоящее время слаженная, скоординированная работа данных социальных структур наблюдается крайне редко.

Неблагоприятная социокультурная ситуация развития ребенка с нарушенным интеллектом, детерминируемая особенностями социально-демографических характеристик их родительских семей, актуализирует необходимость развития сети комплексной социокультурной и психолого-педагогической поддержки семьи.

В настоящее время актуальными являются развитие и активизация адресной государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, ориентирование социальной политики в соответствии с принципами «поддержки детей через семью» и благополучие детей через благополучие их родителей (семьи), которые должны стать фокусом всей социальной деятельности российского государства.
Просмотров работы: 149