ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа классного руководителя и социального педагога с детьми с нарушениями интеллекта по оптимизации процесса социализации начинается с блока психолого-педагогической диагностики, позволяющей оценить реальное состояние дел и строить дальнейшую воспитательную работу с детьми.

В связи с этим нами были изучены возможности применения адаптированного нами теста «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития.

Классическая возрастная психология свидетельствует о том, что каждый возрастной период характеризуется ведущим видом деятельности, новообразованиями и особой социальной ситуацией развития человека. Социальная ситуация развития по утверждению Л.С. Выготского - это особое сочетание внутренних и внешних условий развития. При всей спорности результатов проективных - графических методик нами были проведены ряд диагностических исследований.

Мы задались вопросом, как проецируются на графической продукции методики «Дерево» признаки позитивной и «дефицитарной» социальной ситуации развития. Методика «Дерево» - проективная графическая методика, разработанная Карлом Кохом (1949), представляющая самостоятельный метод психологического исследования и направленный на изучение индивидуально-личностных особенностей человека и специфики осознания им пережитых трудностей и проблем.

Отношение к проективной, графической методике «Дерево» как к психодиагностическому инструменту в психолого-педагогической практике неоднозначно. С одной стороны, психологи - практики, проявляют к ней весьма большой интерес, связанный с простотой организации психодиагностической процедуры; с доступностью и понятностью заданий для испытуемых всех возрастов; минимальной задействованностью вербальной деятельности; относительной независимостью от культурно - образовательного ценза. А с другой стороны, трудность интерпретации, сложность выделения единиц анализа, а также ее нестандартизированность становится причиной снижения интереса к данной группе методик.

При интерпретации результатов теста «Дерево» высвечивается целостная картина личности испытуемого. Наличие бесконечного числа диагностических признаков затрудняет анализ изображенного дерева, поэтому в данной работе мы попытались привести наиболее часто встречающиеся и наиболее значимые признаки. Несомненно, для приобретения высокого уровня интерпретации методики «Дерево» необходимы соответствующая подготовка и опыт работы.

Методика привлекает простотой инструкции, способствующая снижению влияния контрольных и защитных механизмов личности (подавляющее большинство диагностируемых никаких затруднений в выполнении задания не испытывают и отказ от заданий крайне невелик). Интерпретация полученных результатов осуществляется на основе анализа символического значения, приписываемых тем или иным деталям изображения всего рисунка, с учетом результатов проективных вопросов.

Дети с нарушениями интеллекта различны по характеру протекания нейродинамического процесса: с преобладанием процессов возбуждения, гипердинамичные, с дефицитом внимания (чьи проблемы явны и быстрее находят помощь психолога), либо наоборот - тихие, тормозимые дети (чьи зачастую весьма глубокие личностные переживания оказываются вне внимания взрослых). Методика «Дерево» позволяет через символическое отражение в рисунке получить диагностическую информацию об этих проблемах и переживаниях.

Нами были обследованы дети из приютов, дети-сироты, дети благополучных, неполных и ассоциальных семей, и особая группа детей - с ограниченными возможностями здоровья. Также были подвергнуты анализу консультативные обращения. Вспомогательными методами выступили метод беседы и интервью. Помимо признаков, подтверждающих нашу гипотезу, были обнаружены достаточно выраженные признаки дифференциальной диагностики, позволяющие отграничить норму и патологию психики.

Тест, как выяснилось при апробации, свободен от многих социокультурных установок. Так, например, мусульманам не разрешено изображение человека и не рекомендуется рисовать животных, что затрудняет использование в ряде случаев таких методик, как «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Отказ респондента от выполнения этих методик часто ошибочно интерпретируется как задействованность реакций защитного характера. В тоже время, использование растительных элементов в рисунке является одобряемым действием, что повышает возможности использования теста «Дерево» в среде мусульман.

Следует подчеркнуть особую чувствительность теста «Дерева» к наличию нарушений в психике, снижению интеллекта и дезадаптации, как отрицательной реакции субъекта на типовые неблагоприятные жизненные условия - дефицитарной социальной ситуации развития личности. То есть, результаты теста позволяют определить не только индивидуально - личностные характеристики испытуемого, но и судить об уровне интеллекта в недавнем прошлом.

Под дефицитарной ситуацией мы понимаем такую ситуацию, которая вызывает психоэмоциональное неблагополучие ребенка, под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Принято считать, что не всегда внутреннее состояние совпадает с внешней жизнедеятельностью человека. Это явление достаточно четко демонстрирует методика «Дерево».

Нами было обнаружено, что дефицитарность социальной ситуации развития находится в прямой зависимости от состояния ребенка, от его индивидуально - личностного субъективного восприятия социальной ситуации развития, в котором пребывает наш респондент.

Данные практически здоровых испытуемых, пребывающих в благоприятной психологической ситуации, резко отличны от тех, кто испытывает психологический дискомфорт.

Рисунки детей с нарушениями интеллекта отличны от рисунков детей с нормальным психофизическим развитием. В них ярко выражены причудливость и дисгармония; малая структурированность и вычурность деталей; дисгармония в изображаемом и схематичность; уродства и деформации.

Следует отметить малоинформативность признаков в силу их малого количества в рисунках детей с ограниченными возможностями развития. При обследовании этого контингента нас интересовало наличие признаков, несущих информацию о контакте испытуемого с окружающей средой, наличие агрессии и тревоги, а также выраженность амбивалентных чувств, комплекса неполноценности, ущербности, компенсаторных механизмов.

В рисунке ребенка с нарушением интеллекта первое и второе дерево почти не отличается (максимум добавляется 1-2 детали, не имеющих диагностической ценности). На наш взгляд, это является результатом конкретности мышления, низких адаптационных возможностей ребенка, обусловленных структурой основного дефекта.

В отличие от детей с нормальным психофизическим развитием, у умственно отсталых детей реальный мир является почти полным отражением мира скрытого, неосознаваемого. Диагностический результат в этой ситуации приобретает более верифицированный характер, позволяя очертить прогностическое пространство последующей коррекционно-психологической работы.

В результате исследования выявлено, что 72,5% детей от общего числа обследованных с нарушениями интеллекта находятся под воздействием неблагоприятных социально - психологических факторов.

Таким образом, проективная методика «Дерево» является весьма информативным диагностическим инструментом, который мы можем рекомендовать к использованию в психолого-педагогической практике.

Просмотров работы: 56