В последнее десятилетие проблема социализации детей все увереннее входит в число ведущих проблем в науке, становится основным направлением в педагогических исследованиях. Это связано с тем, что социализация выступает в качестве детерминанты всей совокупности психических процессов, состояний и свойств формирующейся личности.
В современной педагогике наметилась тенденция отхода от предметно-объективной парадигмы эвристических исследований в пользу субъект- субъективной, где личность понимается как продукт и результат индивидуального опыта социализации, как «интерсубъективное» образование.
В настоящий момент ситуация такова, что возможности педагогической практики, оперирующей, в основном, реальными субъект-субъективными отношениями превосходят возможности тех экспериментальных методов, где основной инструментарий для изучения особенностей воспитания, обучения и развития личности остается на уровне объект-субъектной парадигмы.
В контексте проблемы социализации одной из основных функций семьи и школы, на наш взгляд, должно стать воспитание социальной компетентности учащихся. Особенно остро эта проблема возникает в условиях этнокультурного социума, изучение чего и явилось основным посылом нашего исследования.
В ходе проведенного нами изучения специфики воспитания социальной компетентности мы пришли к выводу, что этнокультурный фактор оказывает существенное влияние на проявления социальных качеств у подростков, преломляясь через призму их индивидуально-типологических особенностей, а также на родительские воспитательные установки и учительские представления о воспитательном потенциале школы области социализации школьников.
Лучшее знание этнокультурных правил поведения в обществе и методов этнокультурного воспитания демонстрируют родители, проживающие в монокультурной среде своего села по сравнению с родителями, проживающими в многонациональном сообществе (столице Республики Дагестан - Махачкале, где проживают представители боле 100 национальностей). Они лучше знают круг общения своих детей и лучше к ним относятся, чем родители из поликультурной среды.
Однако, это не мешает им чаще выбирать более жесткие стили воспитания (например, гиперсоциализацию) по сравнению с городскими семьями.
Уровень социальной компетентности подростков оказывается под воздействием этнокультурного фактора. Это подтверждается тем, что у школьников, проживающих в этнокультурных условиях своего народа, реже встречается первый (самый низкий) уровень сформированности социальной компетентности, в то время, как второй уровень чаще отмечается в выборке детей, менее подверженных этнокультурным методам воспитания. В проявлениях третьего уровня различий в выборках подростков, проживающих как в условиях монокультурного, так и поликультурного сообщества не обнаружено.
Следует отметить, что четвертый уровень социальной компетентности (наиболее высокий) чаще отмечается среди школьников, проживающих в условиях относительно монокультурных сообществ. Однако, на наш взгляд, это связано со сформированностью социальной компетентности применительно к конкретным этнокультурным условиям.
Среди качеств и поступков подростки, принимавшие участие в исследовании, вне зависимости от влияния этнокультурного фактора наиболее высоко оценили доброжелательность, отзывчивость, дружелюбие, поддержка и понимание при отрицательном отношении к ненормативной лексике, дракам и рукоприкладству. Мы считаем, что это связано с тем, что основные положительные качества и социокультурные нормативы поведения личности имеют общечеловеческий характер.
Предложенная школьниками субъективная оценка социально-психологического климата в коллективе сверстников оказалась в прямой зависимости от уровня социальной компетентности подростка: чем выше уровень, тем более благополучными воспринимаются отношения в классе. Чем ниже уровень социальной компетентности, тем более негативно подросток оценивает межличностные отношения в коллективе класса. В тоже время обнаружена обратная зависимость от уровня социальной компетентности проявлений конфликтности, агрессивности и жестокости.
Влияние этнокультурного фактора отмечается в показателях межличностной толерантности у подростков. Чем больше контактов осуществляется подростками на уровне межнационального общения, тем выше показатели толерантности (особенно межэтнической) и ниже уровень конфликтности.
Уровень социальной компетентности у подростков оказывается в прямой зависимости от стиля воспитания в семье: чем жестче предъявляемые родителями требования, тем ниже уровень социальной компетентности. Наиболее эффективным в плане воспитания этой характеристики личности является стиль «социальная желательность (кооперация)», основанный на принятии ребенка, заинтересованности в его делах и планах, поддержке проявлений инициативы и самостоятельности.
Отмечается влияние этнокультурного фактора в проявления социальных качеств детей (в проявлениях общительности, организаторских способностях, послушания, агрессивности и других) при общей схожей интегральной оценке социальной компетентности подростков, проживающих в условиях моно- и поликультурного сообщества. Более высокая социальная компетентность подростков, проживающих в относительно монокультурных условиях проявляется лишь в условиях своей стабильной этнокультуры. Оказавшись в условиях поликультурного сообщества, они оказываются более беспомощными в социальных отношениях из-за возникающего конфликта между этнокультурными и поликультурными правилами поведения.
На эффективность воспитания социальной компетентности подростков в этнокультурной среде значимо влияют такие профессионально-личностные качества и отношения учителя, как характер взаимоотношений со школьниками, владение методами воспитания у подростков социально-позитивных норм поведения, обсуждение правил поведения в обществе с учащимися, демонстрация образцов соционормативного поведения и общения, знание этнокультурных правил поведения и методов воспитания, характер взаимоотношений с учащимися и их родителями, отношение к проявлениям инициативы и самостоятельности ребенка.
Разработанная нами воспитательная работа в школе по развитию социальной компетентности подростков основана на принципах научности, целостности и системного подхода и учитывает специфику проявлений социальных качеств личности в этнокультурной среде.
Анализ специфики проявлений социальной компетентности подростков в этнокультурных условиях позволил нам разработать основные направления воспитания указанной интегральной характеристики личности в ходе специально организованного педагогического воздействия: психолого-педагогическая диагностика уровня социальной компетентности подростков, педагогический тренинг для подростков, использование в воспитательном процессе школы этнокультурных факторов воспитания, изучение истории, традиций и культуры своего и соседних народов, организация культурных и массовых праздников с обязательным участием семьи, педагогический тренинг для родителей.
Комплексный подход и взаимодействие психолого-педагогического коллектива позволили дополнить тренинг изучением истории, культуры и традиций своего и других народов на уроках литературы (в том числе и дагестанской), истории, в работе организованных при школе кружков.
Взаимодействие с родителями и вовлечение их в процесс воспитания социальной компетентности подростков осуществлялось в ходе работы организованного «Родительского всеобуча», на базе которых проводился педагогический тренинг повышения родительской эффективности, целью которого являлось развитие нравственного и социально активного родителя, превращение заинтересованности в делах своего ребенка во внутреннюю ценность.
Серия контрольных экспериментов с использованием методов вариационной статистики (t-критерия Стьюдента) позволила прийти к выводу об эффективности предложенной нами методики.