ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально - конструктивистского подхода. В новых социально - экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения  традиционно сложившихся социально - культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возникновение проблемы феминизации и маскулинизации. Особенно ярко выражается это у представителей женского пола, часть которых считают себя ущемленными при распределении социальных ролей и, особенно, в системе управления государством. Все это вызывает интерес к проблеме гендерной политики на современном этапе развития общества. Гендерные различия в современном социуме изучаются не как продукт и результат деятельности отдельного индивидуума, а как процесс идентификация личности.

Исследование гендерных различий охватывает различные периоды исторического развития всех цивилизаций мира. На протяжении многих лет проблемы половой дифференциации рассматриваются с точки зрения отдельного пола и его влияние на развитие способностей (математических, творческих, гуманитарных и др.).

Однако решение задач гендерного воспитания серьезно осложняется тем обстоятельством, что распад традиционных различных культур народов мира сказалось на половом воспитании. Воспитание и развитие девочек и мальчиков  сталкивается с изменениями, вызванными переходами из одного состояния общества в другое, что приводит к распаду сложившейся традиции воспитания  мужчин и женщин.

Сегодня у девочек и мальчиков формируется особый «кризисный» менталитет в понимании своей социальной роли. Средства массовой информации способствуют созданию и превосходства стереотипа силы, власти (денег, социального положения) не зависимо от принадлежности к полу. Происшедшие изменения приводят к оживлению различных воззрений на стирание половых различий и, как правило, к борьбе одного с другим, к приоритету неравенства. Это объясняется борьбой против ущемления прав, особенно женского населения. Решение данной проблемы как нам видится, связано с процессом формирования социальной активности с учетом гендерных различий с опорой на прочную социально - ролевую мотивацию, что позволит сформировать у девочек и мальчиков адекватные способы и формы поведения.

В отечественной специальной психологии изучением формирования социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как А.Г. Литвак (1985), Л.И. Солнцева (2000), Д.М. Маллаев (1993), И.Г. Корнилова (1999), и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитии коммуникативной деятельности.

Проблема влияния гендерных различий  на формирование социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально - психологические особенности, обуславливающие поведение мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слепых и слабовидящих имеются специфические закономерности формирования гендерных различий, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе. Поиск путей совершенствования содержания и методов работы с детьми с нарушениями зрения обуславливает актуальность исследования влияния гендерных различий на процесс их социализации.

Проведенное нами исследование влияния нарушений зрения и гендерных различий на проявления социальной активности нормально видящих, слабовидящих и слепых старших дошкольников свидетельствует о том, что формирование социального типа поведения претерпевает значительные изменения при переходе от старшего дошкольного возраста к младшему школьному как при нормальном зрительном развитии, так и у слепых и слабовидящих детей.

Системно-структурный анализ игровой деятельности слепых и слабовидящих старших дошкольников и младших школьников через призму гендерных различий позволил нам рассмотреть взаимосвязь между социальным типом поведения и гендерным воспитанием ребенка. Формирование социальной активности у детей с нарушением зрения отличается качественным своеобразием, которое проявляется в замедлении формирования типов социального поведения в игровой деятельности и специфике гендерного развития

В старшем дошкольном возрасте отмечаются достоверные различия между нормально видящими детьми и слепыми и слабовидящими. Нарушение зрения оказывает влияние на формирование социальной активности, задерживая социальное развитие ребенка.

В старшем дошкольном возрасте в выборке слепых детей и с нормальным зрением существенное значение приобретают гендерные различия: у девочек значительно чаще отмечаются более высокие уровни социального развития, что подтверждается их более высоким речевым развитием и общительностью, в то время, как треть мальчиков демонстрирует самые низкие уровни социального развития. Роли, которые играют девочки, отличаются более высоким уровнем достоверности передачи социальных отношений, большим количеством деталей, в то время, как в игре мальчиков отмечается схематичность, социальная нивелированность отношений. В то же время среди слабовидящих детей 5-6 лет гендерные различия не играют роли в проявлениях социальной активности.
Просмотров работы: 13