ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сравнительный анализ социально-демографических и экономических характеристик семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, позволяет констатировать значительное различие данных семейных (фамилистических) систем.

Вопросы патриотического воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и др. Работы названных исследователей посвящены изучению духовной и психологической сущности русского народа, основ его духовно-нравственного бытия.  При этом в вопросах  воспитания и образования на первое место ученые выдвигали национальные и этические ценности.

   К проблеме национального и патриотического воспитания обращались М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский и др. Отдельные аспекты проблемы патриотического воспитания анализируются в исследованиях ряда психологов и философов: психологические основы патриотического воспитания раскрываются в работах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. В исследованиях О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, А.С.Гаязова, В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Г.Н.Филонова, И.Ф.Харламова и др. вопросы патриотического воспитания рассматриваются в единстве с гражданской, правовой, нравственной и другими сторонами воспитательного процесса.

  В монографических исследованиях Н.И.Губанова, И.Е.Кравцева, Л.В.Метелицы, М.А.Терентия и др. освещаются различные стороны патриотического воспитания.

Мы предполагаем, что в воспитании патриотизма и формировании этнического самосознания ведущее место принадлежит процессу этнической социализации, который требует особого педагогического внимания, учета этнических особенностей региона, обычаев, традиций, уклада жизни, привязанностей и ценностей.  В этнологии существует достаточно четкая квалификация названных общностей. Некоторые расхождения в их классификации существует в педагогической теории: к примеру, А.Н. Джуринский объединяет все названные общности в понятие «этнические меньшинства», подразумевая под ними и национальные меньшинства, и малочисленные народы и этнические языковые группы. Объединяющими их характеристиками ученый называет языковую общность, культурные традиции (религия, искусство, история и пр.).

Свою классификацию, значительно отличающуюся от этой, представляет З.Т. Гасанов, хотя, в его суждениях также заметно некоторое смешение понятий «малочисленный народ» и «этническая языковая группа». Логика рассуждений З.Т. Гасанова понятна, если исходить из того, что дефиниция «малочисленный» служит количественной характеристикой, а не понятием, определяющим народы, насчитывающие менее 50 тысяч человек, сохранившие за свою многовековую историю родные языки, самобытную культуру, способы ведения традиционного хозяйствования и промыслов.  

Малочисленные народы, по мнению З.Т. Гасанова, также имеют этносоциальные, языковые и морально-психологические особенности жизни, которые важно учитывать при организации процесса воспитания молодежи в духе гражданственности и патриотизма. По сути дела, толкование малочисленных народов и этнических языковых групп мало отличны, к тому же у З.Т. Гасанова мы находим смешение данных понятий: к малочисленным народам отнесены кайтагцы, кубачинцы, андийцы и др., которые в другом контексте представлены как этнические языковые группы.

В практической же воспитательной работе учащихся с задержкой психического развития педагог должен учитывать психофизические особенности учащихся. Задержка психического развития - наиболее распространенная психическая проблема среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. ЗПР проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Дети с ЗПР, вовлеченные в реальные взаимоотношения, быстро сближаются друг с другом, становятся товарищами и друзьями. Дети с ЗПР во время таких встреч испытывают радость и удовольствие, т.к. чувствуют уважение к себе, к своему языку, народу и культуре со стороны людей другой национальности. Это, в свою очередь, порождает ответное чувство уважения к новым товарищам и друзьям, к их языку и народу, культуре и музыке, песням и танцам.

Дружеские встречи и общение школьников с ЗПР - представителей разных народностей способствуют решению проблемы преодоления недоверия и разрыва, проблемы формирования у детей сознания дружбы народов путем накопления практического опыта общения с детьми других национальностей.

Понимание учащимися с ЗПР сущности дружбы народов, как правило, достигается в процессе изучения литературы, истории и географии, а также благодаря книгам, радио, театру, кино и т.д. Дружеские связи ребят позволяют учителю обеспечивать тесную связь между нравственным просвещением и формированием нравственного поведения личности.

Совместная жизнь и учеба, наличие языка межнационального общения, взаимообогащение и взаимопроникновение народных традиций, нравов, психики, обычаев и культур ускоряют процесс формирования у учащихся с ЗПР общедагестанского самосознания, которое происходит под благотворным влиянием совместной жизни с русским населением, под влиянием русской культуры. В этом процессе формирование общедагестанского самосознания у школьников становится основой их дружбы с другими народами и дальнейшего сближения с русским и другими народами Российской Федерации.

Внешкольная воспитательная работа предоставляет дополнительные возможности получения знаний учащимися с ЗПР, которые являются источником становления активной жизненной позиции. Исторические знания опираются на факты, поэтому имеют большую силу. Знание исторических закономерностей формирует у учащегося чувство гордости, позволяет мыслить критически, а, значит, способствует творческому восприятию окружающего мира и готовит к самостоятельной жизни. Велика сила примера жизни и деятельности выдающихся людей Родины: ученых, писателей, общественных деятелей и др. Чувство любви к Родине формируется и в процессе изучения художественной литературы.

У мудрого воспитателя молодежи М.И. Калинина есть мысль о том, что патриотизм берет свои истоки в глубоком прошлом. Начиная с народного эпоса, он впитывает в себя все лучшее созданное народом и считает важнейшей честью беречь это достояние. В этой связи высокую патриотическую силу приобретает прошлое, изображенное с изумительной силой великими русскими писателями. В.А. Сухомлинский также в своей педагогической практике большое значение придавал общению детей с природой, изучению родного края.

Ребенок растет и развивается, формируется как личность в коллективе. Внешкольная воспитательная работа расширяет коллектив, создает дополнительное воспитательное пространство, в котором совпадают интересы общества и личности, дружественных классов, закладываются основы коллективизма. Человек в коллективе получает возможность всестороннего развития своих задатков и талантов, в коллективе раскрывается его личная свобода, закладывается нравственная основа общества - коллективизм, гуманизм, патриотизм и дружба народов.

Исходя из данного положения важно воспитывать старшеклассников   таким образом, чтобы участие в строительстве гражданского общества она воспринимала как продолжение дела своих предков, основателей тухумов (родов), аулов и т.п..  Бережное отношение к истории, духовной культуре и традициям формирует духовный облик человека, рождает глубокое чувство патриотизма, формирует культуру межнационального общения у старшеклассников.

Важнейшими компонентами патриотического воспитания являются общественная активность личности и ее активная гражданская позиция.

В труде, в коллективе человек реализует свои способности, приобретает твердые жизненные позиции, проявляет нравственные принципы. Воспитывая человека-интернационалиста, нужно исходить из того, что самым важным и сложным вопросом общественной жизни является полное равенство всех наций и народностей мира, братская дружба, сотрудничество и взаимная помощь.

Задача школы - формирование у учащихся с ЗПР чувства ответственности перед обществом, осознание патриотического долга, честного и добросовестного служения народу и интересам своей Родины.

Литература

1. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. - Махачкала, 1998. - 338 с.

2. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. - Махачкала, 1998. - 213 с.

3. Волков Г.Н. Этническая система воспитания как общечеловеческий феномен // Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в образова­тельно-воспитательных системах. - Чебоксары, 1995. - С. 14-15.

4. Томилов Н.А. Современные этнические процессы. - Новосибирск, 1996. - 224 с.

Просмотров работы: 93