СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследования, посвященные изучению личности слепых и слабовидящих (Г.А. Буткина, А.Г.Литвак, С.М.Хорош, Д.М. Маллаев и др.), анализ практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения показывают, что щадящий режим, гипер- и гипоопека формируют специфический облик слепого и слабовидящего ребенка. Его можно характеризовать с одной стороны гиподинамией, отсутствием необходимых для самостоятельной деятельности физических качеств, а с другой и вследствие этого - возникающей зависимостью от взрослого, приводящей к эгоцентризму, эгоизму, иждивенчеству. Эта тесная связь физического и нравственного воспитания при глубоких нарушениях зрения наступает особенно ярко и представляет собой жестокий естественный эксперимент (Л.С. Выготский), в ходе которого можно выявить и пути коррекции недостатков в развитии слепых и слабовидящих.

Экспериментальное изучение уровня физической подготовленности, физического развития, двигательной и игровой активности, слепых и слабовидящих в сравнении с нормой показано, что он значительно ниже показателей по этим параметрам нормально видящих детей в 3-4 раза.

Констатирующий эксперимент показал отставание слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от своих нормально видящих сверстников по таким параметрам как бег, прыжки, метания и по таким качествам как сил, скорость, скоростно-силовая выносливость, гибкость, координация движений, ориентировка, статистическое и динамическое равновесие. Это связано с отрицательным влиянием дефекта зрения на двигательную активность детей на формирование основных движений и требует поисков новых форм, средств и методов их активации в коррекционно-воспитательном процессе специальных учреждений.

Снижение общей двигательной и игровой активности слепых и слабовидящих детей по сравнению с нормой отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка с нарушением зрения.

Сравнительный анализ исходного уровня физического развития слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показал, что они практически по всем показателям физического развития отстают от нормы. По показателям роста и массы тела отстают от нормы к 12 годам, по данным величины окружности грудной клетки по сравнению с росто-весовым показателями увеличивается более равномерно.

В наибольшей степени функция равновесия страдает у слепых с остаточным зрением и слабовидящих при закрытых глазах, а при участии зрения показатели устойчивости тела у этих детей возрастает, что свидетельствует о большой роли зрительного анализатора и поддержании равновесия тела.

Полученные данные подтверждают, что у слепых функция равновесия развивается с опорой на кинестетическую чувствительность и вестибулярный аппарат и необходимостью сосредоточения своего внимания на сохранения равновесия в пространстве, у слабовидящих и слепых с остаточным зрением, ввиду сохраняющийся опоры на зрение, как на ведущий анализатор.

Определение уровня физической подготовленности слепых и слабовидящих детей в сравнении с нормой в возрасте от 5 до 12 лет, показано, что слепые и частично видящие уступают слабовидящим и нормально видящим сверстникам: в беге (от 0,3 до 5,5 секунд), а они соответственно норме (от 0,4 до 1,5 секунд) Во всех возрастных группах своего пола. В прыжках в длину с места и метании слепые приближается по показателям и слабовидящим и к слепым с остаточным зрением, а с возрастом в некоторых случаях превосходят их.

Это связано с тем, что с возрастом для слабовидящих и слепых с остаточным зрением создается щадящий режим, особенно при выполнении прыжков с целью охраны нарушенного или остаточного зрения.

Изучение самостоятельной двигательной активности тотально слепых, слабовидящих и слепых с остаточным зрением детей в сравнении с нормой, позволило распределить их согласно моторным возможностям по трем группам: 1) пониженной, 2) нормальной; 3) повышенной двигательной активностью. На всем протяжении дошкольного возраста самый высокий процент составляет дети с пониженной активностью от 44% до 56%, что характерно с возрастом этот процент повышается.

Динамика самостоятельной двигательной деятельности слепых, слабовидящих и слепых с остаточным зрением показывает, что самая низкая двигательная активность сохраняется в дни отсутствия физкультурных занятий, а самая высокая в дни использования сюжетно-ролевых и особенно подвижных игр, игр-эстафет и игр с элементами спорта.

Это подтверждает наше предположение, что наиболее благоприятные условия для повышения двигательной активности создается при использовании в режиме дня различных игр и особенно подвижных.

Сравнительные данные объема двигательной активности по результатам шагометрии, показывают, что тотально слепые, слабовидящие и слепые с остаточным зрением уступают норме, составляет в среднем от 600 до 1500 шагов.

Важным условием, как показывают результаты констатирующих экспериментов, для повышения самостоятельной двигательной активности тотально слепых, слабовидящих и частично видящих детей, является овладение комплексом игровых и двигательных умений и навыков, формирование двигательной среды.

Просмотров работы: 26