ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время профессия психолога становится востребованной и популярной. В связи с нарастающими потребностями общества в профессиональной психологической поддержки и помощи многие вузы России стали готовить и выпускать  психологов. Таким образом, увеличение потребности в психологических кадрах, расширение сети их обучения обнаруживают актуальные проблемы, связанные с изучением специфики профессии психолога, а также исследованием его личностных особенностей. Личность психолога является его орудием труда, поэтому ее влияние на успешность профессиональной деятельности огромно.

Изначально психолог - это специалист высокого класса, который осуществляет деятельность в сфере услуг и взаимодействует по принципу «человек - человек», а это означает, что психолог умеет хорошо и правильно взаимодействовать с людьми. Для того, чтобы успешно контактировать с клиентами  и своим окружением как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении, нужно иметь определенные личностные навыки. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. Именно поэтому одним из важнейших качеств, которым должен обладать психолог, является эмпатия.

По данным Н. А. Аминова и М. В. Молоканова, для психолога с практической ориентацией оказались характерными: выраженная готовность к контактам; общая интеллектуальность; умение поддерживать контакты, т.е. стрессоустойчивость в процессе общения; умение контролировать свое поведение, т.е. сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения; аттракция (привлекательность); эмоциональная заразительность; эмпатия; опора на себя в принятии решений (Аминов, Молоканов, 1992).

Мы провели исследование с целью выявления соответствия личностных качеств студентов-психологов  требованиям, предъявляемых к специалистам-психологам. Выборка составила 15 человек студентов факультета психологии. Мы изучали  такие качества,  как коммуникативные умения, эмпатию, конфликтность. Для этого были использованы следующие методики: оценка уровня общительности (тест Ряховского), уровень эмпатийных тенденций, «Определение типа поведения в конфликтной ситуации» (тест К. Томаса).

Исследование дало следующие результаты: у 60% - нормальная коммуникация, у  30% - общительность выше нормы, у 10% - коммуникабельность ниже нормы. Данные  показатели говорят о том, что большинство студентов-психологов соответствуют критериям нормальной коммуникабельности. Они любознательны, внимательно слушают  своего собеседника, достаточно терпеливы в общении. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.  Следовательно, у этих студентов   сформированы коммуникативные умения, необходимые для работы психолога.

Исследование уровня эмпатии дало следующие результаты: у 60% - нормальный уровень эмпатийности,  у 40% - высокая эмпатийность. В межличностных отношениях большинство испытуемых более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они способны к осуществлению самоконтроля. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Испытуемые с высоким уровнем эмпатийности (40%) чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны прощать. Они старается не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. В целом результаты говорят о том, что эмпатия недостаточно сформирована у студентов-психологов.

Тест Томаса показал, что 50% студентам-психологам свойственен компромиссный тип поведения в конфликтной ситуации, 5% - избегание, 30% - соперничество, 15% - сотрудничество. Таким образом, у 70% студентов не высокий уровень конфликтности и они смогут адекватно реагировать при возникновении конфликтной ситуации.

Проведённое нами исследование показало, что у большинства студентов-психологов сформированы такие личностные качества, как коммуникабельность, эмпатия, бесконфликтность. Таким образом, по исследуемым показателям студенты соответствуют требованиям, предъявляемым к специалистам психологам.

Просмотров работы: 79