ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема охраны психического здоровья школьников становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

 Для современной школы характерно снижение показателей психосоматического здоровья детей, снижение мотивации обучения. Причины этих тенденций могут быть связаны как с социально-психологическими и экологическими факторами (социальные и экологические катаклизмы, национальные и региональные потрясения, нестабильность семьи и т.д.) так и с проблемами самой современной образовательной системы. Обеспечение психологического здоровья детей возможно при содействии их психическому и личностному развитию на всех возрастных ступенях посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий.

В отечественной психологической и педагогической литературе особенно подчеркивается сложность и значимость периодов, связанных с адаптацией ребенка в школе.

Вопросы адаптации школьников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать Л.И. Божович, Л.А. Венгера, С.М. Громбаха, И.В. Дубровину, Е.Е. Кравцову, В. Е. Кагана, В.С.Мухину, Р.В. Овчарову, Д.Б. Эльконина.

При переходе из начального в среднее звено школы кардинально изменяется образ жизни ребенка, его деятельность и социальное окружение. Ускорение темпа жизни, изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие индивидуального контроля, повышение учебных требований часто приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям успеваемости, поведения и межличностного взаимодействия, т.е. к появлению школьной дезадаптации детей.

Многочисленные исследования показывают, что несвоевременное распознавание характера и природы различных проявлений школьной дезадаптации, отсутствие специальных профилактических программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения.

Практическое решение проблемы школьной дезадаптации предполагает разработку программ, направленных на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска, психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе адаптации, создание специальных условий для детей группы риска.

Большинство исследователей отмечает многофакторную этиологию школьной дезадаптации, ее зависимость как от внутренних ресурсов ребенка, его способности соответствовать требованиям данной ситуации, так и от собственных характеристик образовательного пространства и социальной среды.

Последнее обусловливает необходимость системного психологического воздействия на все вышеперечисленные составляющие и связи между ними.

Практика показывает, что многие недостатки в развитии личности ребенка остаются неустраненными в силу того, что, несмотря на признание системного характера самого явления школьной дезадаптации, ее профилактика строится на уровне работы с отдельным симптомом и сводится в конечном итоге к приспособлению ребенка к требованиям учебной ситуации. При этом игнорируется необходимость изменения самой социальной среды.

В исследованиях, посвященных профилактике школьной дезадаптации, ребенок часто рассматривается либо вне социально-педагогической ситуации, либо вне воспитательного микросоциума, либо вне его индивидных особенностей.

Таким образом, необходимо раннее выявление предпосылок возникновения школьной дезадаптации у школьников при переходе из начального в среднее звено школы, а так же разработка программы профилактики школьной дезадаптации у детей группы риска.
Просмотров работы: 48