ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА В КОНФЛИКТЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА В КОНФЛИКТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

На базе одной из средних общеобразовательных школ города Тулы  проведено экспериментальное исследование с целью диагностики критериев конфликтности в поведении детей подросткового возраста, такими критериями могут выступать типы поведения в конфликте, агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения, коммуникативные и организаторские способности.

По результатам исследования было выявлено, что основными формами поведения подростков в конфликте являются избегание и приспособление (у 60% подростков избегание от 54% до 85%, у 30% исследуемых - 62 % приспособление). По мнению К.Томаса, такие формы поведения в конфликте деструктивны: при избегании ни одна из сторон не достигает успеха; в такой форме как приспособление выигрывает только один участник конфликта, а другой проигрывает. Наиболее продуктивной формой выступает сотрудничество. Показатели поведения подростков по этому типу являются  чуть ниже средних (30% подростков - 46%, 10% - 54%, остальные ниже 40%).

 Уровень агрессивности, соответствующий норме, имеет 40% испытуемых. У 60% подростков этот уровень несколько занижен. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

У большинства подростков организаторские и коммуникативные склонности находятся на низком уровне и на уровне ниже среднего (организаторские склонности - у 80% низкий уровень; коммуникативные - у 50% ниже среднего). И только у 30%  испытуемых показатели коммуникативных навыков на среднем уровне. Это означает, что подростки не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, испытывают трудности в установлении контакта, стремятся избегать принятия самостоятельных решений.

 По результатам исследования можно сделать вывод о том, что подростки не обладают необходимыми навыками конструктивного поведения в конфликте, не умеют отстаивать свое мнение, не обладают коммуникативными и организаторскими способностями, несколько занижены показатели агрессивности и враждебности.  В связи с этим необходимым является проведение коррекционно-развивающей программы с целью повышение коммуникативной компетентности подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.
Просмотров работы: 1