Поступление в школу - серьезный, переломный момент в жизни каждого ребенка. Дошкольник как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений опосредованных нормами поведения. При переходе ребенка на новую ступень развития, происходит смена ведущей деятельности, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учится, это всегда отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или на семейном микроклимате.
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его.
Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.
В современной психолого-педагогической теории и практике под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. В качестве центральных компонентов, составляющих психологическую готовность к обучению в школе современные исследователи выделяют следующие: новая внутренняя позиция школьника; в познавательной сфере - знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы; в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; в сфере деятельности и общения: - умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Исследование по изучению психологической готовности детей к школе проходило на базе МДОУ №7 г. Тулы. Выборку составили 7 детей в возрасте 6-7 лет. Для выявление уровня психологической готовности детей к обучению в школе нами использовались следующие психодиагностические методики: диагностический пакет «Психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), методика «Определение мотивов учения» (М.Р.Гинзбург), анкета наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками для воспитателей (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков).
Анализ результатов диагностики позволяет утверждать, что лишь 57% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической готовности к школе.
Для детей, которые имеют низкий уровень психологической готовности к школе, была составлена программа. Цель программы - создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.
Программа направлена на создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.
1. Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».
2. Интеллектуальная готовность - формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
3. Специальная готовность - формирование навыков письма, чтения, счета.
4. Физическая готовность - развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.
В ходе реализации коррекционно-развивающей программы «Путешествие в мир знаний», у детей отмечается повышение интереса к познавательным задачам и готовность их решать; улучшение эмоционально-позитивных отношений в группах, совместная игровая деятельность.