ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нестабильных условиях современного общества люди нуждаются в непоколебимых ценностях, на которые можно опереться в любой ситуации. Одной из таких ценностей, безусловно, является семья. Крепкая, нравственно здоровая семья  важна и  для государства, сохраняющего целостность своего народа.

Одним из факторов, определяющих стабильность семьи, является готовность молодых людей к браку.

 Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты». В психолого-педагогической литературе рассмотрены такие частные виды данного образования, как готовность к школьному обучению, готовность к педагогическому анализу, готовность к изучению нового материала, готовность учителя к инновационной деятельности, готовность к изучению этнопедагогической среды, готовность к исследованию педагогической среды и др.

Готовность к созданию семьи  понятие включает в себя несколько качеств личности: полное принятие другого человека, определенный уровень развития коммуникативных навыков, умение конструктивно разрешать возникающие конфликты, специальные знания и умения в области семейных отношений, а также способность вести домашнее хозяйство.  Анализ исследований последних лет  позволяет  говорить  о недостаточном развитии данных качеств у молодежи, что делает институт семьи нестабильным. Исправить сложившуюся ситуацию можно, введя практику подготовки юношей и девушек к браку в образовательных учреждениях.

Целью нашего исследования  стало  изучение и оптимизация процесса подготовки студентов к созданию семьи. Исходя  из цели исследования, нами были определены следующие задачи: проанализировать существующие подходы к проблеме подготовки студентов к браку; определить уровень готовности молодежи к созданию семьи; выявить условия, влияющие на готовность молодых людей к браку, составить программу, позволяющую осуществлять подготовку  современных юношей и девушек к созданию семьи. В основу данной работы была положена гипотеза о том, что процесс подготовки современной молодежи к созданию семьи  окажется эффективным, если будет:  создана положительная мотивация студентов к созданию семьи, определен состав, структура и уровни готовности молодежи к браку;  организован и налажен процесс формирования готовности студентов к семейной жизни.

Исследование по оценке готовности молодежи к созданию семьи проходило на безе Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого. Для выявления степени готовности современных студентов к созданию семьи нами были использованы следующие психодиагностические методики:   анкета - опросник, выявляющий отношение студентов к браку в целом и некоторым его сторонам в частности; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, раскрывающая систему ценностей молодых людей; методика «Ролевые ожидания партнеров» Алешиной; методика «Изменение установок в паре».

Анализ результатов   позволяет сделать следующие выводы:  большинство опрошенных юношей и девушек положительно относятся к браку; некоторые девушки считают допустимым вступать в брак во время обучения,  при этом,   все юноши решили, что сначала им необходимо окончить вуз.  В семейных отношениях студенты считают самым главным  доверие, любовь, уважение и сексуальную  совместимость. В целом выявилось серьезное отношение к созданию семьи, особенно со стороны юношей. Между тем, юноши и девушки возлагают большие ожидания на партнера, что, может привести  к некоторому разочарованию при столкновении с реальной семейной жизнью.

По результатам диагностики нами  была составлена  программа, направленная на развитие коммуникативных навыков, эмпатию, толерантность -  принятию другого человека со всеми его особенностями; развитие умения найти выход из конфликтов, неизбежно возникающих в отношениях двух людей.
Просмотров работы: 10