В нестабильных условиях современного общества люди нуждаются в непоколебимых ценностях, на которые можно опереться в любой ситуации. Одной из таких ценностей, безусловно, является семья. Крепкая, нравственно здоровая семья важна и для государства, сохраняющего целостность своего народа.
Одним из факторов, определяющих стабильность семьи, является готовность молодых людей к браку.
Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты». В психолого-педагогической литературе рассмотрены такие частные виды данного образования, как готовность к школьному обучению, готовность к педагогическому анализу, готовность к изучению нового материала, готовность учителя к инновационной деятельности, готовность к изучению этнопедагогической среды, готовность к исследованию педагогической среды и др.
Готовность к созданию семьи понятие включает в себя несколько качеств личности: полное принятие другого человека, определенный уровень развития коммуникативных навыков, умение конструктивно разрешать возникающие конфликты, специальные знания и умения в области семейных отношений, а также способность вести домашнее хозяйство. Анализ исследований последних лет позволяет говорить о недостаточном развитии данных качеств у молодежи, что делает институт семьи нестабильным. Исправить сложившуюся ситуацию можно, введя практику подготовки юношей и девушек к браку в образовательных учреждениях.
Целью нашего исследования стало изучение и оптимизация процесса подготовки студентов к созданию семьи. Исходя из цели исследования, нами были определены следующие задачи: проанализировать существующие подходы к проблеме подготовки студентов к браку; определить уровень готовности молодежи к созданию семьи; выявить условия, влияющие на готовность молодых людей к браку, составить программу, позволяющую осуществлять подготовку современных юношей и девушек к созданию семьи. В основу данной работы была положена гипотеза о том, что процесс подготовки современной молодежи к созданию семьи окажется эффективным, если будет: создана положительная мотивация студентов к созданию семьи, определен состав, структура и уровни готовности молодежи к браку; организован и налажен процесс формирования готовности студентов к семейной жизни.
Исследование по оценке готовности молодежи к созданию семьи проходило на безе Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого. Для выявления степени готовности современных студентов к созданию семьи нами были использованы следующие психодиагностические методики: анкета - опросник, выявляющий отношение студентов к браку в целом и некоторым его сторонам в частности; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, раскрывающая систему ценностей молодых людей; методика «Ролевые ожидания партнеров» Алешиной; методика «Изменение установок в паре».
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: большинство опрошенных юношей и девушек положительно относятся к браку; некоторые девушки считают допустимым вступать в брак во время обучения, при этом, все юноши решили, что сначала им необходимо окончить вуз. В семейных отношениях студенты считают самым главным доверие, любовь, уважение и сексуальную совместимость. В целом выявилось серьезное отношение к созданию семьи, особенно со стороны юношей. Между тем, юноши и девушки возлагают большие ожидания на партнера, что, может привести к некоторому разочарованию при столкновении с реальной семейной жизнью.
По результатам диагностики нами была составлена программа, направленная на развитие коммуникативных навыков, эмпатию, толерантность - принятию другого человека со всеми его особенностями; развитие умения найти выход из конфликтов, неизбежно возникающих в отношениях двух людей.