Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать сильную увлеченность - зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. Тем более что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Hа сегодняшний день компьютерная техника достигла такого ypовня развития, что позволяет пpогpаммистам pазpабатывать очень реалистичные игpы с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймеpами", основной деятельностью которых является игра на компьютере.
Нами было проведено исследование с целью выявления компьютерной увлеченности студентов и изучения их досуговой деятельности под влиянием компьютерных игр. В исследовании было выдвинуто предположение о том, что современная молодежь в возрасте от 18 лет и старше мало подвержена влиянию компьютерных игр, а компьютерные технологии используются в большей степени в качестве подготовки к лекционным и семинарским занятиям. Для проведения исследования был выбран метод анкетирования. Анкета включала 18 вопросов. Первый вопрос заключался в определении идентификации личности, остальные 17 вопросов были направлены на выявление компьютерной увлеченности у студентов, изучение их предпочтений в выборе жанра игры и отражение общего отношения студентов к компьютерным играм. Исследование проводилось на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Выборку составили 30 человек, в возрасте от 18 до 21 года. Hа основе pезyльтатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В основном компьютер используются студентами в качестве подготовки к лекционным и семинарским занятиям - 58%, для просмотра фильмов и прослушивания музыки - 34% и для компьютерных игр - 8% студентов.
2. Несмотря на то, что все опрошенные студенты играют в компьютерные игры уже более 2-х лет, игровой компьютерной зависимости у них не было обнаружено, так как длительность нахождения студентов в виртуальном мире компьютерных игр составляла не больше получаса в день.
3. В основном студенты играют в неролевые игры, которые в большинстве случаев не оказывают особого влияния на личность, психологическая зависимость от них редко когда возникает и носит кратковременный характер: 75% - стандартные компьютерные игры, аркады и стратегические игры; 25% - ролевые компьютерные игры.
4. 63% студентов на вопрос о влиянии компьютера на человека ответили, что компьютер влияет скорее отрицательно, чем положительно; 24% ответили, что компьютерные игры не оказывает никакого влияния; 13% - скорее положительно, чем отрицательно.
5. Проанализировав ответы на анкету можно выделить три фактора, объясняющие потребности студентов в компьютерной игре: игра как «достижение», игра как социальная активность и игра как отдых, медитация.
Таким образом, в результате того, что ведущим видом деятельности студентов является учебно-профессиональная, они больше времени уделяют учебным дисциплинам, а компьютерные игры используют, как способ отвлечься от повседневных проблем, расслабиться после учебной деятельности. Студенты менее подвержены влиянию компьютерных игр, чем дети и подростки. Компьютерные игры не замещают студентам учёбы и не мешают их прочим увлечениям и занятиям. Можно предположить, что это скорее всего одна из сторон их весьма многогранной повседневной активности.