С начала XX века в психологии наблюдается постоянный рост интереса к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений.
В России всплеск интереса и внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи отмечен в последние годы. Помимо того, что ценность семьи в российском обществе безусловно растет, интерес к данной теме в отечественной психологии связан еще и с малочисленностью и разрозненностью теоретических исследований, а также с запросами практики, с необходимостью создания эффективных и экономичных технологий практической работы с семьей в современном российском обществе.
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой - является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).
Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Проблема детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно было предметом исследования в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К. Роджерс, Д. Винникотт, М.Кляйн, А. С. Спиваковская,
А. И. Захаров, В. В. Столин, А.Е.Личко и др.).
Концептуальная модель взаимодействия взрослого и ребенка, основанная на сущностных характеристиках данной категории предложена И. Е. Валитовой и З.Р.Железняковой При взаимодействии с ребенком взрослый выступает как носитель культуры и посредник в ее усвоении ребенком, поэтому по своему определению взаимодействие взрослого и ребенка не является взаимосвязью равных участников.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Исследования по выявлению особенностей детско-родительских отношений проходило на базе МОУСОШ №33 г. Ефремова Тульской обл., п. Первомайского.
В исследовании приняли участие 10 семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Для диагностики специфики детско-родительских отношений нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками: методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, опросник «Лики родительской любви», тест «Мера заботы».
Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы: у большинства испытуемых доверительные отношения с детьми, есть стремление к сотрудничеству с ребенком, проявление со стороны родителей искренней заинтересованности и участие в делах ребенка, для большинства современных семей характерна чрезмерная опека; в семьях присутствует исполнение любви и заботы, однако, заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка.
Учитывая результаты диагностики мы сочли необходимым разработать программу оптимизации детско-родительских отношений, направленную, в первую очередь, на развитие навыков конструктивного взаимодействия, принятие совместных решений, развитие эмпатии, толерантности, родительской компетентности.