В 60-х годах XX века возникло направление исследований, получившее название "психология среды или психологическая экология", объектом которой являются проблемы личности в реальной жизни. Обобщенные представления о среде, создаваемой самим человеком, закрепились в понятии "социокультурная среда". Образовательная среда является частью социокультурной и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности.
Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности. Проявления насильственных действий (физических и моральных) по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Физическое насилие является предметом однозначно осуждаемым, более того идет активный поиск средств противостояния, а вот психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения как в общественном мнении, так и в научных исследованиях.
Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социального и психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. В связи с этим в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых такая безопасность обеспечивается.
Следует отметить, что в современной психологии рассматривается психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности. Так, психологическая безопасность среды, по мнению И.А. Баевой, представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологическая безопасность личности - способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами сопротивляемости деструктивным внешним и внутренним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации.
Поскольку психологическая безопасность напрямую связана с психологическим здоровьем, обратим внимание на некоторые причины возникновения соматических заболеваний у детей. Мы знаем, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта, грубый, несправедливый начальник. У взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, в конце концов - уволиться. У ребенка такой возможности нет. Значит - надо заболеть. Причина имеет психосоматическое происхождение, так как у ребенка единственным легальным способом пропустить занятия является болезнь. Утомленный психологическим давлением организм «с радостью» заболевает, предоставляя ученику долгожданную передышку.
Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды. Цель школьного образования состоит и в создании условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь.
Опираясь на вышеизложенное, средствами школьной психологической службы, способствующими построению психологически безопасного образовательного пространства, являются: социально-психологический тренинг, психологический практикум, обеспечивающие активизацию субъектных параметров личности, актуализацию адаптивных качеств личности (умеренная тревожность, способность к самосохранению, приспособлению, групповой статус, уверенность в себе, толерантность, поведенческая гибкость и др.). Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.