СПЕЦИФИКА ПРОТЕКАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СПЕЦИФИКА ПРОТЕКАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии.

Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства.

Несколько особое звучание проблема протекания динамических процессов приобретает, когда речь идет о студенческой группе. Результаты  деятельности студенческой группы, определяемые     во многом уровнем   и спецификой развития студенческой  группы  как  социального  единства,  имеют важное  общественное  значение, одновременно, способствуя   развитию  и  саморазвитию  каждого отдельного  члена.

В качестве важнейших   динамических   процессов, протекающих  в студенческой группе,  нами были рассмотрены  лидерство, групповая сплоченность групповая  сплоченность, конформизм.

Исследование  по  выявлению  особенностей протекания  динамических  процессов  в  студенческой  группе  проходило  на  базе  ТГПУ  им. Л. Н. Толстого  в  городе  Тула. В  исследовании  приняли участие   16  человек, средний  возраст  которых - 19  лет.

В качестве диагностического инструментария нами были определены следующие методики: методика  определения  индекса  групповой  сплоченности Сишора; методика «Лидер»; методика диагностики  межличностных  и  межгрупповых  отношений (Социометрия).

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выявить следующие особенности  протекания  динамических  процессов  в  студенческой  группе: 

         1. 69% испытуемых   считают  свою  группу  сплоченной  и единой. Студенты данной категории  чувствуют  себя  комфортно  в  своей  группе, считают  себя  ее  членом, частью  коллектива; испытуемым  нравится  участвовать  в  совместной  деятельности группы, они  с  большим  удовольствием  принимают  участие  в  совместных  мероприятиях.     

2. у  44%  опрошенных  лидерские  качества  находятся   на  низком  уровне, что  характеризует  малую  активность и  инициативность, безучастие   в  жизнедеятельности  группы. У 37% испытуемых   лидерские  качества  выражены  средне. Респонденты данной  категории    принимают  лидерство, строят  с  лидером  отношения, при которых   лидер будет  вести, а они  будут ведомыми. У 19% студентов  лидерские  качества  развиты  очень  хорошо, находятся на  высоком  уровне, испытуемые  демонстрируют  более  высокий, чем  другие  уровень  активности, участия, влияния  на  поведение  других.

3) группа  разбита  на  несколько  микрогрупп, в каждой  из  которых  студенты  чувствуют себя  спокойно, уверенно, комфортно. Однако  уровень  групповой  сплоченности  всей  группы  находится  на  низком  уровне, так  как  микрогруппы  практически не  взаимодействуют  друг с  другом.

         Анализ результатов, приведенных выше,   позволил   нам разработать      коррекционно-развивающую   программу, направленную на  повышение  групповой  сплоченности, оптимизацию  психологического  климата  группы, развитие   лидерских  качеств.  Каждое занятие состоит из нескольких этапов, каждый из которых может быть использован самостоятельно.

 Этап первый - вводный - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, основные процедуры работы, ритуал приветствия, игры на разогрев группы.

 Этап второй - основной -  основная нагрузка. В него входят упражнения, игры, направленные на оптимизацию динамических процессов в студенческой  социальной группе.

Этап третий - завершающий - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

           Программа, описанная выше, в настоящее время только реализуется, между тем, и сами студенты - будущие психологи и преподаватели, и куратор группы отметили позитивные изменения: студенты стали интересоваться жизнью группы, участвовать в различных мероприятиях, проводимых в университете, повысилась групповая сплоченность.

Просмотров работы: 44