Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии.
Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства.
Несколько особое звучание проблема протекания динамических процессов приобретает, когда речь идет о студенческой группе. Результаты деятельности студенческой группы, определяемые во многом уровнем и спецификой развития студенческой группы как социального единства, имеют важное общественное значение, одновременно, способствуя развитию и саморазвитию каждого отдельного члена.
В качестве важнейших динамических процессов, протекающих в студенческой группе, нами были рассмотрены лидерство, групповая сплоченность групповая сплоченность, конформизм.
Исследование по выявлению особенностей протекания динамических процессов в студенческой группе проходило на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого в городе Тула. В исследовании приняли участие 16 человек, средний возраст которых - 19 лет.
В качестве диагностического инструментария нами были определены следующие методики: методика определения индекса групповой сплоченности Сишора; методика «Лидер»; методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (Социометрия).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выявить следующие особенности протекания динамических процессов в студенческой группе:
1. 69% испытуемых считают свою группу сплоченной и единой. Студенты данной категории чувствуют себя комфортно в своей группе, считают себя ее членом, частью коллектива; испытуемым нравится участвовать в совместной деятельности группы, они с большим удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях.
2. у 44% опрошенных лидерские качества находятся на низком уровне, что характеризует малую активность и инициативность, безучастие в жизнедеятельности группы. У 37% испытуемых лидерские качества выражены средне. Респонденты данной категории принимают лидерство, строят с лидером отношения, при которых лидер будет вести, а они будут ведомыми. У 19% студентов лидерские качества развиты очень хорошо, находятся на высоком уровне, испытуемые демонстрируют более высокий, чем другие уровень активности, участия, влияния на поведение других.
3) группа разбита на несколько микрогрупп, в каждой из которых студенты чувствуют себя спокойно, уверенно, комфортно. Однако уровень групповой сплоченности всей группы находится на низком уровне, так как микрогруппы практически не взаимодействуют друг с другом.
Анализ результатов, приведенных выше, позволил нам разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение групповой сплоченности, оптимизацию психологического климата группы, развитие лидерских качеств. Каждое занятие состоит из нескольких этапов, каждый из которых может быть использован самостоятельно.
Этап первый - вводный - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, основные процедуры работы, ритуал приветствия, игры на разогрев группы.
Этап второй - основной - основная нагрузка. В него входят упражнения, игры, направленные на оптимизацию динамических процессов в студенческой социальной группе.
Этап третий - завершающий - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Программа, описанная выше, в настоящее время только реализуется, между тем, и сами студенты - будущие психологи и преподаватели, и куратор группы отметили позитивные изменения: студенты стали интересоваться жизнью группы, участвовать в различных мероприятиях, проводимых в университете, повысилась групповая сплоченность.