ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

В настоящее время подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.

Подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

. Методологические и теоретические аспекты проблемы  лидерства рассмотрены в трудах отечественных ученых Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, В.И. Зацепина, М.С. Полянского, А.В. Петровского, И.П. Волкова, Р.Л. Кричевского, А.В. Карпова. Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства. Теории и практике выявления лидеров, и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина, В.В. Петровского, Л.И. Уманского. Стили лидерства раскрыты в работах К.Левина, Е.В. Андриенко, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, Г.М. Андреевой. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях Б.Д. Парыгина, Р.Л. Кричевского, И.П. Волкова, М.В. Удальцовой. Многие отечественные и зарубежные авторы анализировали лидерские качества личности: Л.И. Уманский, А.Г. Шмелев, А.П. Лутошкин, Е.В.Горохова, Т.В. Махина, Р. Хейфетц, Д. Лори, Дж. Пикен.

Что касается вопросов развития лидерских качеств подростков, то они затрагиваются в контексте школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, А.В. Уманский, О.А.Павлова).

Процесс развития самосознания подростка протекает в социальных условиях, в которых повышаются требования к его личности.  Впервые в развитии личности акты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности  становятся одной из необходимых  потребностей личности. Степень развития этой потребности  влияет на формирование  нравственных качеств личности в процессе дальнейшего её становления, в целенаправленном стремлении изменить себя  в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать.

Особое значение для развития современного общества имеет убеждение, что лидерами не рождаются - лидерами становятся. Большую актуальность здесь имеет формирование таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.

 Вот почему очень важно, чтобы в подростковом возрасте перед школьниками уже возникала проблема осуществления самостоятельного выбора и готовности брать ответственность на себя, самопознание и развитие мотивации к самосовершенствованию, развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе; обучение совместной деятельности и т.д..

Наличие лидерских качеств у подростков положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, а также создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе.

Просмотров работы: 10