ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Поэтому проблема агрессии детей весьма актуальна в наши дни. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде.

Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко также рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения вреда другому субъекту присутствует практически всегда.

 Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства и, прежде всего, гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Было проведено исследование с целью изучения особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте. В исследовании было выдвинуто предположение о том, что формы выражения агрессии у детей младшего школьного возраста имеют гендерные различия, а степень их эмоционального восприятия и раздражимости связана с уровнем агрессии. В эксперименте были использованы методики "Как ты поступишь" Е. В. Гребенкина и "Кактус". Исследование проводилось на базе районной средней школы Тульской области. Выборку составили 20 человек.

На основе данных, полученных в ходе исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что формы выражения агрессии у детей младшего школьного возраста действительно имеют гендерные различия. Результаты по методике "Как ты поступишь"  показали, что у мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной. Агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносят вред:  дерутся, ломают, швыряют предметы. У девочек преобладает вербальная агрессия, которая проявляется в вербальной форме: они могут кричать, угрожать, оскорблять.

Результаты по проективной методике "Кактус" выявили, что для большинства испытуемых характерен средний уровень агрессии (38%). Для них характерна импульсивность, открытость, оптимизм, стремление к домашней защите. Для  детей с высоким уровнем агрессии  (25%) характерны те же качества, что и для испытуемых со средним уровнем, а также им свойственна демонстративность и стремление к лидерству. Детям с низким уровнем агрессии (37%) свойственна интровертированность и осторожность.

Таким образом, формами выражения агрессии в младшем школьном возрасте являются вербальная и физическая. По полученным данным у мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной, а у девочек наоборот. Выявлено, что младшим школьникам свойственно агрессивное поведение в различных формах его выражения. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы, а также то, что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание. Проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.
Просмотров работы: 22