Вряд ли у кого вызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека. Чаще всего объяснение нашего поведения мы ищем именно в наших переживаниях. Эмоции выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека. Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения.
Проблемами эмоциональных нарушений занимались З.Фрейд, Ю.А. Неймер, К.Э. Изард, Ф. Риман и др. Изучением проблемы коррекции детских страхов занимались А.И. Захаров, Ю.В.Щербатых, Е.И. Ивлева и многие другие исследователи. Однако вопрос, касающийся изучения проблемы возникновения страхов и их причин у детей младшего школьного возраста на сегодняшней день остается актуальным.
Эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливый ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют и идеаторный характер: они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмоций:
В младшем школьном возрасте наиболее часто эмоциональные нарушения проявляются в виде наличия страхов или тревожности. Поэтому рассмотрим наиболее полно эти проявления эмоций.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современной психологической литературе мы находим, что страх - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта. Страх - это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Проявлением эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте может быть стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость в общении, кошмарные сны и т.д. К физиологическим проявлениям можно отнести испуганное выражение лица, бледность, дрожащий голос и т.д.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому данный возраст, по сравнению с ранним детством, менее омрачен опасениями и фобиями. Дети в этот период уже умеют справляться с определенными страхами и тревожностям. С другой стороны, если ребенка школьного возраста действительно беспокоят страхи и имеется высокий уровень развития тревожности, то он, в отличие от дошкольников более склонен скрывать их от родителей, из-за чувства стыда и желания казаться старше, чем есть на самом деле. Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что болезненно заостренные детские страхи являются признаком неблагополучия в эмоционально-волевой сфере у детей младшего школьного возраста. Ввиду отрицательного влияния на психологическое здоровье, страхи заслуживают внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения неврозов, как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка младшего школьного возраста.