Подростковый возраст - период бурного развития личности, когда на первый план выходит общение со сверстниками, что и становится основной потребностью. При этом потребность в аффилиации как потребность в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общность, проявляется особенно ярко. Г. Мюррей так определяет потребность человека в аффилиации: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам». То есть данную потребность можно определить как потребность в эмоционально-доверительном общении, успех в котором дает возможность подростку быть более успешным в общении со сверстниками, что придает ему уверенности в себе, своих силах, чувство безопасности, удовлетворенности своей жизнью. Поэтому работа психолога по развитию потребности в аффилиации в подростковом возрасте особенно актуальна.
Одним из направлений работы является психодиагностика как метод выявления особенностей развития, проявления потребности в аффилиации в подростковом возрасте. Для реализации данной цели могут быть использованы следующие методики: опросник аффилиации А.Мехрабиана; тест «Шкала оценки мотивации одобрения»; методика выявления иерархии потребностей Абушкина Б.М.; социометрия Я.Морено; опросник А.Меграбяна и Н.Эпштейна; методика «Тест юмористических фраз»; тест тематетической апперцепции (НТАТ) Хекхаузена; тест тематетической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея. Диагностическое направление представляет собой начальный этап деятельности психолога по развитию потребности в аффилиации, это фундамент, на котором будет строиться последующая работа специалиста. Работая в рамкам диагностического направления, психолог осуществляет также и психопрофилактику, выявляя группу тех подростков, которые имеют трудности в установлении межличностных контактов. Таким образом, можно сказать, что психолог располагает достаточно широким арсеналом для исследования особенностей проявления потребности в аффилиации.
Следующим шагом станет анализ данных, полученных в ходе диагностического обследования, и представление их подросткам, организация процесса рефлексии полученных данных. Можно сказать, что в этом случае психолог будет осуществлять психопрофилактическую работу, т.е. приобщать подростков к психологическим знаниям, формировать представление о практической значимости таких знаний. Данное направление работы является связующим звеном при переходе к следующему этапу, который представляет собой развивающую работу с использованием элементов тренинга. Психолог также может построить свою деятельность и как тренинг по развитию потребности в аффилиации в подростковом возрасте.
Предлагаемая в рамках нашего дипломного исследования программа развивающих занятий «Я не такой, как ты, и все мы разные» имеет своей целью создание благоприятных условий для удовлетворения потребности в аффилиации в подростковом возрасте и развитие коммуникативной компетентности подростков.
Задачами данной программы являются:
Развивающая программа состоит из системы относительно самостоятельных, но логически взаимосвязанных между собой занятий. В структуру занятий входят приветствие, развивающие игры и упражнения, ролевые игры, мозговой штурм, элементы тренинга, релаксационные упражнения, упражнения, способствующие развитию рефлексии. В программу развивающих занятий входит практический блок, несущий основную смысловую нагрузку, и теоретический блок.
Таким образом, школьный психолог в процессе работы с подростками по развитию потребности в аффилиации использует различные направления работы - диагностическое, развивающее, психологическое просвещение и психопрофилактику.