Толерантность как психологический феномен имеет достаточно короткую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях (И. Б. Абакумова, А. Г. Асмолов, С. К. Бондарева, И. Б. Гриншпун, П. Н. Ермаков, Д. В. Колесов, С. В. Кривцова, Е. Ю. Клепцова и др.). Неоднозначность её понимания делает сложной эту проблему для научного исследования и разработки методов, направленных на развитие толерантного сознания. Накоплен определенный теоретический и эмпирический опыт воспитания толерантного поведения в образовании (И. В. Абакумова, Е. М. Аджиева, Н. А. Асташова, Л. А. Гейденрих, Л. И. Рюмшина и др.)
Коммуникативная толерантность - это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления - культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность - положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей.
Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы ко всем, иные умеют хорошо скрывать неприязнь к партнеру, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные качества другого. Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с восприятием личностных различий. Осознанно или подсознательно, каждый человек реагирует на то, что он отличается от партнера по общению. Некоторые различия кажутся неприятными и потому осуждаются, либо раздражают, либо вовсе не принимаются.
Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. Человеку с низким уровнем развития толерантности сложнее приспособиться к происходящему, труднее адаптироваться в современном обществе. Именно поэтому так важно вовремя развивать в себе это качество.
Особое внимание необходимо обращать на уровень развития толерантности в подростковом возрасте. Ведь именно в этот период начинает формироваться чувство идентичности человека, развиваются коммуникативные навыки, общение выходит на первый план. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
К сожалению, очень немногие современные подростки обладают высоким уровнем развития коммуникативной толерантности, что нашло подтверждение в нашем исследовании.
Исследование по изучению развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте проводилось нами на базе МОУ СОШ №1 г. Ясногорска Тульской области. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: тест оценки коммуникативных умений; методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности; тест В.Ф. Ряховского на оценку уровня общительности; опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиан, Н. Эпштейн.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выявить следующие особенности развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте; большинство современных подростков имеет: низкий и очень низкий уровень развития коммуникативных умений, низкий уровень развития коммуникативной толерантности, высокий уровень развития негативной агрессивности и конфликтности, средний уровень развития коммуникабельности, низкий уровень развития способности к эмпатии.
Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости развития коммуникативной толерантности у подростков. Нами была разработана программа, направленная на повышение уровня толерантности и эмпатии, снижение уровня конфликтности и повышение уровня коммуникативных умений.