Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени её воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. С учетом образа жизни, состава и функции семьи определяются вопросы демографической политики государства, проблемы развития производства и потребления произведенных товаров, строительство жилых кварталов и домов, развитие системы образования и учреждений социально-культурного назначения. Естественно, без учёта семейного фактора нельзя решать и многие социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Тем более что последнее во многом зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями.
В настоящее время семейная проблематика рассматривается в достаточно широком предметном аспекте. Особое направление научного поиска составляет изучение психологических аспектов построения и функционирования семьи как особого социального института. В рамках данной проблематики изучены психологические функции семьи (Э.К. Васильева, Н.В. Малярова, Н.А. Юркевич), причинное поле возникающих в семье деформаций межличностного взаимодействия (Л.А. Андреева, Л.Я. Гозман, Е.И. Гилягина, М.А. Дмитриева, А.Н. Елизаров, М.В. Полевая, О.В. Соловьева, О.В. Шапатина, И.Г. Швец и др.), особенности неблагополучной семьи (А.Н. Елизаров, Е.В. Солотина).
Всё чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение её педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа.
Современными исследователями выявлен ряд особенностей развития личности детей из неполных семей (О.В. Агейко, З. Матейчек, М.В. Нухова), имеющих отклонения физического и психического здоровья (И.С. Багдасарьян, Н.Л. Васильева, И.Э. Ермашенков, М.М. Либлинг, В.В. Ткачева, А.Ю. Хохлова и др.).
Исследование по изучению психологических особенностей младших школьников из неблагополучных семей проводилось на базе ГУ ТО КЦСОН «Надежда» Тульской области. Выборку составили 8 детей, из них 5 мальчиков и 3 девочки. Для выявления психологических особенностей детей из неблагополучных семей нами использовались следующие методики: Тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» Тест «Несуществующее животное» Тест школьной тревожности Филипса Тест родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина.
В результате исследования выяснилось, что высокий уровень детско-родительских отношений имеется в 2 семьях, средний уровень детско-родительских отношений в 5 семьях низкий уровень детско-родительских отношений в 3 семьях.
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни детско-родительских отношений вызывают нарушения в эмоциональной сфере детей, приводя к повышенной агрессивности и тревожности. Причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка; ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье); дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания; в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Анализ результатов диагностики позволяет говорить о необходимости и целесообразности специальной коррекционно - развивающей работы, как с родителями, так и с детьми, воспитывающимися в неблагополучных семьях. При этом, наиболее эффективными видятся нам совместная занятия родителей с детьми, призванные оптимизировать детско-родительские отношения, научить детей и родителей конструктивно общаться, принимать совместные решения, преодолевать возникающие противоречия, любить, уважать друг друга, принимать такими, какие есть.