Содержание работы педагога ДОУ с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе.
В Уставе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №13» г. Алексина Тульской области сказано, что приоритет деятельности - социально-личностное воспитание детей и преемственность поколений. Приводя ребенка в детский сад, родитель приобретает возможность повысить свою компетентность: педагоги всегда посоветуют, какие книги прочитать, как лучше организовать досуг ребенка. Дети, посещающие ДОУ, быстрее приобретают навыки самообслуживания, учатся слушать и слышать другого, договариваться, распределять роли, делиться игрушками, уступать, заботиться, помогать. Именно в детском саду с помощью воспитателя зарождается взрослое умение встать на позицию другого, сопереживать ему.
Собственный опыт работы в качестве педагога ДОУ позволяет утверждать, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются полученными знаниями бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Воспитателю ДОУ важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Анкетирование и беседы с родителями в ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №13» г. Алексина показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения, особенностей развития того или иного возраста.
ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №13» г. Алексина знакомит родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития, рекомендует родителям проводить с детьми наблюдения и беседы, давать ребенку почувствовать себя первооткрывателем. Взрослым целесообразно вместе с ребенком делать открытия, выводы, решать проблемные ситуации, обсуждать сказки, составлять семейные коллекции (ракушки, камешки, фантики, значки), грамотно отвечать на познавательные вопросы.
Содержание работы с родителями организуется через разнообразные формы. В работе воспитателя с семьей в числе основных можно выделить следующие организационные формы: посещение семьи; приглашение родителей для проведения бесед; установление деловых повседневных контактов с родителями; регулярные групповые родительские собрания; проведение педагогических консультаций, дней открытых дверей, деловых игр, вечеров встреч, вопросов и ответов, тематических бесед по наиболее важным проблемам, вечеров обмена опытом, вечеров-развлечений, педагогических собеседований и т.д.; оформление тематических стендов, выставок детских поделок и рисунков, стендов для родителей, фотовыставок, альбомов и т.д. создание родительского актива и целенаправленной работы с ним; привлечение родителей к оборудованию и оснащению наглядными пособиями и другими видами помощи группе.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей в настоящее время пользуются нетрадиционные формы общения с родителями: проведение социологических срезов, опросов, совместный досуг, праздники, участие родителей и детей в выставках, семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, информационные проспекты, дни открытых дверей, открытые занятия, выпуск газет, мини-библиотеки. Эти формы взаимодействия построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в новой обстановке, тем самым во многом повышая собственную компетентность.