К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

         Эмоции - это то, что нам сложно объяснить,  и то, что сопутствует нам на протяжении всей нашей жизни.  Они могут навредить нам и, в то же время, «раскрасить» яркими цветами приятные для нас  события. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. При помощи эмоций человек осознает свои потребности. Также они содействуют в реализации поставленных целей. А так как эмоции делятся на отрицательные и положительные, человек может судить о достигнутом результате или, наоборот, об его отсутствии.

 Большое внимание обращают на себя те эмоции, которые в значительной мере вызывают у нас неудобства, а в последствие и у окружающих. К ним относятся: обида, разочарование, досада, гнев и т. д. В общем все те состояния, которые могут вызвать агрессивное поведение. Проблема агрессивного поведения волнует не только психологов, но и педагогов, так как такое поведение даже одного ученика, способно повлиять на продуктивность педагогического процесса в целом. Особенно остро эта проблема представляется в первом классе, так как в этот период интенсивно идет процесс адаптации к школе. Ребенок тонко реагирует на все изменения в окружающем его пространстве. И в первую очередь, изменения, касающиеся поведения одноклассников и учителя. Это все потому, что дети в младшем школьном возрасте, еще не совсем хорошо умеют отличать и понимать как свои, так и чужие эмоции и чувства. Мимика других людей часто воспринимается неверно, также как и истолкование выражения чувств окружающими. Такое непонимание чужих эмоций способно привести детей к неадекватным ответным реакциям или же в состояние непонимания ситуации. Просто ребенок перестает понимать как ему себя вести, а это доставляет существенный дискомфорт его внутреннему миру. В связи с этим, наряду с психокоррекционной работой, направленной на адаптацию учащихся младших классов к школе, следует включать и проводить занятия по формированию эмоциональной культуры детей.

         Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции. Она включает в себя такие черты:

- эмоциональная отзывчивость, развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;

- умение сопереживать;

- чувство ответственности за выражение собственных переживания;

- регуляция собственных эмоциональных состояний.

        На эмоциональную культуру ребенка, в первую очередь, влияет его ближайшее окружение, а именно родители. Далее следуют сверстники и воспитатели в детском саду, а уже потом и школа. С приходом в первый класс, у детей появляются новые потребности, хотя это можно соотнести и с взрослением. Однако если сравнить детей одного и того же возраста, с учетом того, что один ребенок посещает школу, а другой нет, то их потребности будут существенно отличаться. И самое существенное отличие будет заключаться в достижении конкретного результата, который будет оценен не только близким человеком, но человеком со стороны, а именно учителем и одноклассниками. Данный результат заключается в выполнении определенного рода заданий, установления контактов с одноклассниками и т. д. Но на этапе «вхождения» в новую социальную ситуацию, достижения первоклассников редко носят устойчивый характер. Каждый день в школе является для них новым испытанием, каждый новый день ставит перед детьми новые «маленькие» цели.

          Цели не всегда достижимы, а задачи не всегда решаемы. Препятствия, возникающие на пути достижения цели, вызывают состояние фрустрации как у детей, так и у взрослых. Такое состояние зачастую ведет к агрессивным формам поведения. Можно сказать, что агрессия может явиться следствием фрустрации. На степень проявления агрессивного поведения существенное влияние способна оказать сформированная эмоциональная культура ребенка, степень ее развития.

        Нами была проведена экспериментальная работа по изучению эмоциональной культуры младших школьников, степени ее сформированности и развитости. Экспериментальная диагностическая программа  включала в себя следующие методики: фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант), проективную методику «Несуществующее животное», методику «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния». Выборку исследования составили 16 учащихся, из них 4 девочки и 12 мальчиков.

Результаты фрустрационного теста Розенцвейга выявили следующую картину.

1. Выявлены 31% учащихся с низким уровнем агрессивности. Такие дети воспринимают ситуацию фрустрации как нечто незначительное.

2. Из общей выборки 36%  учащихся осуждают внешнюю причину фрустрации, однако уровень их агрессивности низкий, но при этом уровень понимания эмоций других людей высокий.

3. Незначительное количество испытуемых (8%) ситуацию фрустрации не осуждают, однако уровень их агрессивности высокий, при этом они демонстрируют низкий уровень понимания эмоций других людей.

4. Агрессивное поведение вне зависимости от ситуации фрустрации проявляют 25% учащихся. 

        Таким образом, отношение к состоянию фрустрации оказывает влияние на проявление агрессивного поведения, а именно, если ситуация фрустрации для ребенка незначительна, то агрессия будет иметь низкий уровень проявления, а если ребенок винит внешнюю причину фрустрации, то уровень агрессии будет высоким. Однако если при этом уровень понимания эмоций других людей высокий, то уровень проявления агрессивного поведения будет низким. Более того, как показали результаты эксперимента, может наблюдаться и такая ситуация, что при адекватном принятии ситуации фрустрации, агрессия все же может носить высокий уровень проявления, но согласно результатам эксперимента, у таких детей низкий уровень понимания эмоций других людей. В данном случае причина агрессивного поведения может и не зависеть от состояния фрустрации.

Делая вывод по результатам  методики, можно констатировать, что младшие школьники не владеют механизмами саморегуляции своих эмоциональных состояний и, зачастую, не способны понимать эмоциональные состояний других людей. Все это свидетельствует о невысоком уровне эмоциональной культуры младших школьников.

Просмотров работы: 14