Вся наша жизнь построена на ежедневном общении с другими людьми. Мы учимся любить, созидать, принимать решения в общении с родителями, братьями и сестрами, родственниками, учителями, друзьями, мужьями или женами, детьми и т.д. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения стабильности, комфорта и счастья как в личной и, так и общественной жизни.
Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, И.И. Рыданова и др.) показывают, что именно в общении, особенно со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление личности, формирование мировоззрения и ее важнейших качеств.
Актуальность проблемы общения приобретает особое звучание в подростковом возрасте, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться и стремление иметь друзей отмечались и раньше, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка. Подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом, что способствует развитию их самостоятельности, самоутверждению и самоуважению.
Значение общения для подростков огромно и будет продолжать расти, от него все в большей мере зависят развитие личности, успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни.
Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получать информацию от сверстников. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют с взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо развивать коммуникативные и организаторские навыки.
Исследование по выявлению особенностей процесса общения в подростковом возрасте было проведено на базе МОУ СОШ №20 г. Малгобека в 9 «В» классе. Выборку составили 19 учащихся из них, 11 девочек и 8 мальчиков.
Для выявления особенностей общения в подростковом возрасте нами были использованы следующие психодиагностические методики: тест описания поведения К.Томаса, тест на изучение коммуникативной толерантности, тест на изучение социальной эмпатии.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. большинство подростков (47%) в качестве основного способа урегулирования конфликта используют приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого, что не может рассматриваться как конструктивный способ разрешения конфликта.
2. 63% испытуемых имеет средний уровень толерантности, что говорит об умении и готовности иногда быть терпимым к окружающим, приспосабливаться к характерам и привычкам других людей.
3. большинство испытуемых (63%) имеют низкий уровень социальной эмпатии, Учащиеся с низким уровнем эмпатии имеют низкую эмоциональную отзывчивость на переживания других людей - «чужие слезы вызывают раздражение, а не сочувствие», не умеют проникать в мир чувств других людей, могут оставаться равнодушными к любому волнению вокруг.
Нами были подобраны упражнения для коррекционно-развивающей программы. Цель тренинга - формирование конструктивного общения подростков. Достижению цели способствует решению следующих задач: сформировать у подростков навыки конструктивного разрешения конфликтов; развить эмпатию, толерантность учащихся.