Спецкурс «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» предназначен для студентов, обучающихся на психологических специальностях, в качестве дисциплины по выбору. Содержание данного спецкурса предполагает развитие этнопсихологической компетентности и ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, основанному на принципах толерантности. Целью данного курса является развитие основ этнопсихологической компетентности будущих педагогов-психологов; подготовка их к профессиональной деятельности в условиях межкультурных институтов на основе этнической толерантности и толерантного поведения.
В результате освоения данного курса студенты знакомятся с основными психологическими категориями и понятиями, могут выявлять основные факторы, влияющие на процесс формирования этнической толерантности, снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии и корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении.
Cодержание данного спецкурса предполагает следующие основные темы.
Тема 1. Теоретические подходы к изучению толерантности. Подходы к пониманию толерантности в работах зарубежных и отечественных ученых. Анализ определений и сущность понятия толерантность. Толерантность как психологический конструкт. Феномен толерантности на современном этапе развития общества.
Тема 2. Толерантная/интолерантная личность. Характеристика толерантной личности и принципы толерантного поведения. Толерантность в контексте профессиональной деятельности педагога-психолога. Особенности проявления и условий формирования толерантности в педагогическом взаимодействии.
Тема 3. Этническая идентичность и этническое самосознание. Этническая идентичность и этническое самосознание личности, их взаимосвязь. Понятие «национального характера» и основные принципы сравнения национально-психологических особенностей людей. Развитие национальной компетентности и позитивного национального самосознания.
Тема 4. Этническая толерантность. Понятие и основные составляющие этнической толерантности. Структура этнической толерантности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Этническая толерантность в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора.
Тема 5. Личность в ситуациях межкультурного взаимодействия. Толерантность как регуляторный механизм взаимоотношений в социуме. Культура толерантного поведения, уважение культуры, традиций и обычаев других народов. Межкультурное общение в современном мире. Личность в интеркультурном общении.
Тема 6. Толерантное поведение в межкультурной среде. Модели толерантного взаимодействия с представителями других этносов и народов. Этнические стереотипы, установки, предубеждения и границы межкультурного понимания. Этническая толерантность и компетентность - необходимые условия формирования культуры межнационального общения.
После реализации спецкурса в исследуемой группе мы получили следующие результаты. Количество испытуемых, показавших высокий уровень толерантности, возросло с 5,9% до 17,7%. Увеличилось количество испытуемых, отметивших, что национальность супруга/супруги при вступлении в брак не будет иметь значения (с 76,7% до 82,6%). После реализации спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» меньшее количество студентов объясняют причины негативного отношения к людям, приезжающим жить в Россию их национальностью (17,7% и 5,9%). Мы констатировали значительное повышение количества студентов, считающих ограничения по национальному признаку недопустимыми (29,5 % и 47,2%). Также можно наблюдать значительное снижение уровня негативного стереотипа к иноэтничному окружению при одновременном снижении уровня позитивного стереотипа к «Идеалу». Таким образом, в группе студентов произошло снижение уровня стереотипизации и рост толерантных установок. Также прослеживается снижение интенсивности негативного стереотипа по отношению к «усредненному» представителю своей национальности, что может свидетельствовать о становлении этнической идентичности, о развитии этнического самосознания испытуемых.
Эффективность учебной работы по изучению спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» достигнута посредством коллективных форм обучения, тренинговых и рефлексивных упражнений, развивающих этническую толерантность.