ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦКУРСА «ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦКУРСА «ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спецкурс «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии»  предназначен для студентов, обучающихся на психологических специальностях, в качестве дисциплины по выбору. Содержание данного спецкурса предполагает развитие этнопсихологической компетентности и ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, основанному  на принципах толерантности. Целью данного курса является развитие основ этнопсихологической компетентности будущих педагогов-психологов; подготовка их к профессиональной деятельности в условиях межкультурных институтов на основе этнической толерантности и толерантного поведения.

В результате освоения данного курса студенты знакомятся с основными психологическими категориями и понятиями, могут выявлять основные факторы, влияющие на про­цесс формирования этнической толерантности, снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии и корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении.

Cодержание данного спецкурса предполагает следующие основные темы.

Тема 1. Теоретические подходы к изучению толерантности. Подходы к пониманию толерантности в работах зарубежных и отечественных ученых.  Анализ определений и сущ­ность понятия толерантность. Толерантность как психологический конструкт.  Феномен толерантности на современном этапе развития общества.

Тема 2. Толерантная/интолерантная личность. Характеристика толерантной личности и принципы толерантного поведения. Толерантность в контексте профессиональной деятельности педагога-психолога. Особенности проявления и условий формирования толерантности в педагогическом взаимодействии.

Тема 3. Этническая идентичность и этническое самосознание. Этническая идентичность и этническое  самосознание личности, их взаимосвязь. Понятие «национального характера» и основные принципы сравнения национально-психологических осо­бенностей людей. Развитие национальной компетентности и позитивного национального самосознания.

Тема 4. Этническая толерантность. Понятие и основные составляющие этнической толерантности. Структура этнической толерантности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Этническая толерантность в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора.

Тема 5. Личность в ситуациях межкультурного взаимодействия. Толерантность как регуляторный механизм взаимоотношений в социуме. Культура толерантного поведения, уважение культуры, традиций и обычаев других народов. Межкультурное общение в современном мире. Личность в интеркультурном обще­нии.

Тема 6. Толерантное  поведение в межкультурной среде. Модели толерантного взаимодействия с представителями других этносов и народов. Этнические стереотипы, установки, предубеждения и границы межкультурного понимания. Этническая толерантность и компетентность - необходимые условия формирования культуры межнацио­нального общения.

После реализации спецкурса в исследуемой группе мы получили следующие результаты. Количество испытуемых, показавших высокий уровень толерантности, возросло с 5,9% до 17,7%. Увеличилось количество испытуемых, отметивших, что национальность супруга/супруги при вступлении в брак не бу­дет иметь значения (с 76,7% до 82,6%). После реализации спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» меньшее количество студентов объясняют  причины негативного отношения к людям, приезжающим жить в Россию их национальностью (17,7% и 5,9%). Мы констатировали значительное повышение количества студентов, считающих  ограничения по национально­му признаку недопустимыми (29,5 % и 47,2%). Также можно наблюдать значительное снижение уровня негативного стереотипа к иноэтничному окружению при одновременном снижении уровня позитивного стереотипа к «Идеалу». Таким образом,  в группе  студентов произошло снижение уровня стереотипизации и рост толерантных установок. Также прослеживается снижение интенсивности негативного стереотипа по отношению к «усредненному» представителю своей национальности, что может свидетельствовать о становлении этнической идентичности, о развитии этнического самосознания испытуемых.

Эффективность учебной работы по изучению спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» достигнута посредством коллективных форм обучения, тренинговых и рефлексивных упражнений, развивающих этническую толерантность.

Просмотров работы: 6