Одним из основных факторов, оказывающих влияние на скорость движения автомобилей является ровность дорожного покрытия.
Проводились массовые экспериментальные работы с использованием двух методов:
1) метода оценки влияния ровности на значение маршрутной скорости путём измерения её на значительном, но относительно однородном участке (метод «следования за лидером») [1];
2) метода оценки влияния ровности на скорость на участках незначительной протяжённости (0,2...1 км) с исключением влияния всех других факторов по маркам автомобилей (метод исследования на локальных участках) [2].
Отличительной особенностью производства полевых работ по первому методу является измерения ровности покрытия и скорости движения по маршруту на выбранном участке дороги (длиной 4-10 км). Следует отметить, что реальные условия движения автомобилей точнее отражает маршрутная скорость движения транспортного потока [3].
Установлена следующая зависимость для маршрутного движения:
где -средняя скорость транспортного потока по маршруту, км/ч; -средняя ровность покрытия по маршруту, см/км.
Зависимость для 2 метода:
, (2)
где - средняя скорость i марки автомобиля, км/ч; - параметры уравнения, значения которых приведены в таблице 1.
Используя данные таблицы 1 и уравнение (2) можно оценить влияние ровности на скорость движения автомобилей.
В результате проведённых экспериментальных работ установлены количественные связи маршрутной скорости движения с основными параметрами трассы дороги и её обустройства: интенсивности и состав движения; ширины проезжей части дороги; проектной линии продольного профиля дороги; наличия помех движению [4]. Уравнение регрессии в общем виде имеет вид
, (3)
где - любая из двух характеристик маршрутной скорости ( или - стандарт отклонения скорости), км/ч; - коэффициенты регрессии, приведённые в таблице 2;
Таблица 1 - Значения параметров уравнения (2)
Марки автомобилей |
Значения параметров |
|
|
|
|
Легковые |
81,76 |
0,074 |
Грузовые |
68,17 |
0,054 |
Автобусы |
71,49 |
0,060 |
Поток |
72,12 |
0,060 |
ГАЗ-3111 |
61,99 |
0,047 |
УАЗ 31601 |
71,87 |
0,055 |
МАЗ 437040-020 |
67,62 |
0,057 |
ВАЗ 21102 |
82,97 |
0,076 |
ПАЗ 4230-02 |
66,11 |
0,054 |
ЛиАЗ 5256 (САТ/Voith/ Raba) |
75,30 |
0,073 |
Таблица 2 - Граничные значения аргументов уравнения регрессии (3).
№п/п |
Характеристика маршрутной скорости |
По ширине проезжей части, м |
Значения коэффициентов |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Математическое ожидание скорости движения, |
7,5 |
65,68 |
-0,012 |
6,606 |
-0,242 |
-0,11 |
-1,643 |
10,5 |
74,76 |
-0,01 |
11,282 |
-0,219 |
-0,098 |
-1,722 |
||
2х7,5 |
83,26 |
-0,008 |
13,764 |
-0,202 |
-0,087 |
-0,936 |
||
2 |
Стандарт отклонения скорости, |
7,5 |
10,62 |
-0,02 |
1,72 |
0,019 |
0,02 |
0,113 |
10,5 |
12,27 |
-0,005 |
1,99 |
0,017 |
0,019 |
0,0205 |
||
2х7,5 |
13,89 |
-0,001 |
2,062 |
0,016 |
0,018 |
0,088 |
- часовая интенсивность движения (принятая за расчётную), авт/ч, которая определяется по формуле
, (4)
где - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут;
- состав движения, характеризуемый удельным весом легкового автомобиля в потоке, в долях единицы;
- средневзвешенное значение продольных уклонов на маршруте, ‰;
,
- длина участка с i уклоном, км;
L - общая протяжённость маршрута ( ), км;
- стандарт отклонения уклонов, ‰;
; (5)
- коэффициент помехонасыщенности, определяемый по формуле
, (6)
- число видов помех, встречающихся на данном участке дороги, шт;
- число помех каждого вида, шт;
- параметр уравнения, определяемый отношением
, в %;
- скорость движения до и после прохождения помехи, км/ч;
- скорость движения при прохождении помехи, км/ч;
- длина зоны влияния помех данного вида, км.
Величины и могут быть определены с использованием таблицы 3.
В таблице 3 представлены данные, полученные для различных видов помех движению в результате обработки обширного экспериментального материала. К помехам движению отнесены пересечения с автомобильными и железными дорогами, автобусные остановки и другие сооружения на дорогах, в целом способствующие улучшению условий движения транспортного потока, но вызывающие повышенное внимание водителей, необходимость маневрирования и, в конечном счёте, снижение скорости движения.
Таблица 3 - Значения величин и уравнения (1.8)
Виды помех |
2-х полосн. |
3-х полосн. |
4-х полосн. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Перекрёстки простые нерегулируемые |
88,9 |
0,406 |
96,0 |
0,5 |
94,6 |
0,583 |
Мосты малые |
89,1 |
0,225 |
96,2 |
0,450 |
96,3 |
0,329 |
Мосты длиной до 50 м |
82,5 |
0,4 |
92,9 |
0,4 |
92,5 |
0,7 |
Съезды с дорог |
92,0 |
0,3278 |
94,3 |
0,454 |
96,4 |
0,383 |
Автобусные остановки |
90,2 |
0,368 |
90,2 |
0,533 |
93,5 |
0,607 |
Эстакады над дорогой |
92,0 |
0,275 |
98,0 |
0,363 |
99,0 |
0,402 |
Постройки у дороги |
90,7 |
0,450 |
90,9 |
0,450 |
89,8 |
0,850 |
Путепроводы, проезд по ним |
84,9 |
0,550 |
90,8 |
0,704 |
91,7 |
0,803 |
Пешеходные переходы |
88,2 |
0,266 |
88,8 |
0,400 |
95,2 |
0,388 |
АЗС |
89,2 |
0,446 |
94,4 |
0,571 |
96,2 |
0,650 |
Населённые пункты |
77,3 |
0,50 |
80,3 |
0,500 |
83,5 |
0,730 |
В таблице 4 представлены граничные значения аргументов, при которых действительно уравнение регрессии (3).В связи с тем, что уравнение (3) установлено по материалам экспериментальных работ, проведённых в летнее время, при определении среднегодовой маршрутной скорости, необходимо учитывать погодно-климатические условия путём умножения окончательного результата на коэффициент [5].
Таблица 4 - Граничные значения аргументов уравнения регрессии
Ширина проезжей части дороги, м |
Граничные значения аргументов |
||||
, авт/ч |
, % |
, ‰ |
, ‰ |
П |
|
7,5 |
30+300 |
0,15+0,40 |
0+35 |
0+32 |
0+10 |
10,5 |
80+500 |
0,15+0,40 |
0+22 |
0+18 |
0+8 |
2х7,5 |
100+800 |
0,15+0,40 |
0+12 |
0+9 |
0+10 |
Вышеприведённые результаты исследований позволяют оценить влияние отдельных транспортно-эксплуатационных показателей на скорость движения автомобилей.
Библиографический список
1. Бируля, А.К. Проектирование автомобильных дорог [Текст]/ А.К. Бируля. - М.: Научно-техническое изд-во министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, 1961. - 499 с.
2. Курьянов, В.К. Лесотранспорт как система ВАДС [Текст]:учебное пособие для вузов/ В.К.Курьянов. - Воронеж: ВГЛТА, 2002. - 251 с.
3. Бабков, В.Ф. Реконструкция автомобильных дорог [Текст]/ В.Ф. Бабков. - М.: Высшая школа, 1973. -212 с.
4. Сильянов, В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог [Текст]:учеб./ В.В. Сильянов. - М.: Транспорт, 1984 . - 287 с.
5. Бельский, А.Е. Расчёты скоростей движения на автомобильных дорогах[Текст]:учеб. / А.Е. Бельский - М.: Транспорт, 1966. - 122 с.