Шум - любой нежелательный звук или совокупность звуков, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека. Звук -механические колебания частиц упругой среды, образующиеся под воздействием какой-либо возмущающей силы.
Акустические колебания в диапазоне 16...20000 Гц, воспринимаемые слуховым аппаратом человека называют звуковыми, а пространство их распространения - звуковым полем. Колебания ниже 16 Гц - инфразвуковые, а выше 20000 Гц - ультразвуковые.
В качестве нормируемой величины для оценки шума одним числом используется уровень звука (шума) (в дБА) - общий (отнесенный ко всем полосам частот) уровень звукового давления, скорректированный по кривой частотной коррекции А, представляющей собой частотную характеристику восприятия шума человеческим ухом. Нижний порог шумового дискомфорта - 55 дБА, болезненные явления физиологического восприятия шума человеком - с 90 дБА.
Шумы вызывают сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и нервные заболевания, нарушения сна, потерю слуха, снижение трудоспособности.
Различают шум внутренний (в помещениях, на рабочих местах) и внешний (на селитебной территории).
Источниками шума являются процессы механического, аэродинамического, электромагнитного, гидродинамического происхождения в автотранспортном комплексе (АТК), прежде всего шум от вибрации корпусных деталей, систем газообмена, охлаждения двигателя, агрегатов трансмиссии АТС, а также аэродинамический шум и качения. АТС, двигатель с вентилятором системы охлаждения и выпускным трубопроводом, ходовая часть, кузов и груз. Существенный вклад в общий уровень шума могут вносить прицеп и шумовой климат среды движения. Значимость последнего источника варьирует в очень широких пределах: практическое отсутствие - крайне высокие уровни, например при взрывных работах в карьерах.
Шум в кабинах водителей.
При изучении шума в кабинах автомобилей средней грузоподъемности установлено, что его уровни при различных режимах и условиях эксплуатации колебались от 80 до 102 дБ, а в легковых автомобилях были значительно ниже и лишь в редких случаях превышали гигиенические нормативы [1]. По данным И. Вербанова, уровень внутреннего шума в кабинах грузовых автомобилей (ЗИЛ, МАЗ и др.) варьирует в пределах 84...86 дБА±4...5 дБ, а в БелАЗе - до 90 дБА. При определенных условиях (использование низких передач, форсирование двигателя и т. д.) шум достигал 99 дБА, причем эквивалентный уровень за рабочую смену превышал 85 дБА.
С. К. Нурбаев и В. Л. Ромейко изучили шум в кабинах большегрузных автомобилей, который, по их данным, достигал 101 дБА с максимумом энергии в октавах 31,5 - 2000 Гц.
Практически все исследователи подтверждают выявленную закономерность увеличения шума с возрастанием скорости движения и изношенности автомобиля, причем при разгоне преобладает шум от выхлопной системы двигателя. В изношенных автомобилях среди источников шума возрастает роль кузова.
Результаты многочисленных исследований влияния шума на организм человека [2] показывают, что перечисленные выше уровни могут вызывать у водителей снижение слуховой чувствительности, изменения в сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной и вегетативной нервных системах и т. д.
Установлены существенные изменения слуха у большой группы водителей грузовых автомобилей, как временные после смены, так и постоянные при длительном профессиональном стаже, особенно у водителей в возрасте 50 лет и более. Б. А. Пластунов выявил повышение порога на 10 дБ на частотах 125, 2000, 4000 Гц после воздействия шума автобуса с эквивалентным уровнем 80 дБА. Не вызывает сомнений и существенная роль шума как одного из факторов, обуславливающего снижение работоспособности в реальных условиях деятельности и изменения в состоянии здоровья водителей.
Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о гигиенической регламентации шума в кабинах автомобилей Совершенно ясно, что шум необходимо нормировать с учетом его воздействия на организм водителя в сочетании с другими факторами, особенно с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Даже если учесть только этот последний фактор, который резко усиливает действие шума на организм человека, то допустимым уровнем шума в кабинах перспективных автомобилей следует признать 60 дБА.
Следует указать еще на одну особенность, которую необходимо учитывать при оценке шумового климата кабины автомобиля - сигнальное значение шума как одного из источников информации о состоянии двигателя, закреплении грузов, некоторых изменениях в среде движения и т. д. Использование информационных параметров шума для повышения эффективности деятельности должно учитываться при решении вопроса о необходимости адаптации к шуму путем снижения чувствительности к его воздействию. Предстоит дальнейшее изучение проблем внутреннего шума автомобиля с целью поиска оптимальных параметров этого фактора, сохраняющих его информативность, способствующих поддержанию соответствующего требованиям деятельности уровня бодрствования водителя и не оказывающих неблагоприятного влияния на его организм.
К настоящему времени накоплен положительный опыт по снижению шума и вибрации в кабинах автомобилей. По этому направлению уже выполнено значительное количество фундаментальных исследований для машин различного назначения и очевидны определенные успехи. Однако темпы и эффективность исследований не полностью отвечают потенциалу прогрессивности создания малошумных машин, способных обеспечить значительные сдвиги в решении экологических проблем и безопасности жизнедеятельности. Общее развитие науки и создание мощных и супер-ЭВМ открывают новые возможности более комплексного и системного исследования и прогнозирования шума машин. Необходимо: развивать научно-практические основы прогнозирования и методов расчёта виброакустических параметров машин на различных этапах проектирования; искать новые звукопоглощающие материалы (ЗПМ) на основе принципов бионики с последующим применением их в кабинах тяговых и транспортных средств.
Величина транспортного шума.
Величина эквивалентного уровня транспортного шума, образующегося на эксплуатируемой дороге, зависит от следующих факторов:
транспортные факторы - количество транспортных средств, состав движения, эксплуатационное состояние транспортных средств, объём и характер груза, применение звуковых сигналов;
дорожные факторы - плотность транспортного потока, продольный профиль (подъёмы, спуски), наличие и тип пересечений и примыканий, вид покрытия (шероховатость), ровность покрытия, поперечный профиль (наличие насыпей и выемок), число полос движения, наличие разделительной полосы, наличие остановочных пунктов для транспорта;
природно-климатические факторы - атмосферное давление, влажность воздуха, температура воздуха, скорость и направление ветра, турбулентность воздушных потоков, осадки.
Для обеспечения допустимого уровня шума в проектируемой зоне необходимо рассчитать эквивалентный уровень шума . Полученный эквивалентный уровень шума сравнивается с предельно допустимым (таблица 1). Если он превышает предельно допустимый уровень, то необходимо применить шумозащитные мероприятия. В качестве шумозащитных мероприятий рассматривается устройство защитных древесно-кустарниковых посадок.
Таблица 1
Характер территории |
Предельно допустимые уровни шума, дБА |
|
С 23 до 7 часов (ночь) |
С 7 до 23 часов (день) |
|
Селитебные зоны населённых мест |
45 |
60 |
Промышленные территории |
55 |
65 |
Зоны массового отдыха и туризма |
35 |
50 |
Санитарно - курортные зоны |
30 |
40 |
Территории сельскохозяйственного назначения |
45 |
50 |
Территория заповедников и заказников |
До 30 |
До 35 |
Примечание: заказчиком проекта при соответствующем обосновании могут быть установлены более низкие величины шума |
Оценка уровня шумового воздействия транспорта на окружающую среду производится при наличии в зоне влияния дорог мест, чувствительных к шумовому воздействию селитебных и промышленных территорий населённых пунктов, санитарно-курортных зон, территорий сельскохозяйственного назначения (при наличии специальных требований), заповедников, заказников.
Эквивалентный уровень шума:
, (2)
где - поправка на скорость движения , по таблице 2; - поправка на продольный уклон по таблице 5; - поправка на вид покрытия по таблице 4; - поправка на состав движения по таблице 6; - поправка на количество дизельных автомобилей по таблице 7; - величина снижения уровня шума в зависимости от расстояния L в метрах от крайней полосы движения, определяется по таблице 3; - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и точкой измерения.
Обобщая сказанное, можно качественно установить вредное влияние автомобильных загрязнений на состояние здоровья. Начиная с 2..4 ПДК в состоянии здоровья людей наблюдается сдвиги, которые выявляются с помощью функциональных методов исследований органов и систем, но рост заболеваемости не наблюдается. Установлена шкала для оценки заболеваемости по уровню транспортного шума.
Таблица 2 - Значение величины
Интенсивность движения, N , авт./час. |
Значение в зависимости от интенсивности |
||||
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
50 |
63,5 |
65,0 |
66,5 |
68,0 |
69,5 |
100 |
66,5 |
68,0 |
69,5 |
71,0 |
72,5 |
230 |
69,5 |
71,0 |
72,5 |
74,0 |
75,5 |
500 |
72,5 |
74,0 |
75,5 |
77,0 |
78,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
880 |
75,5 |
76,0 |
77,5 |
79,0 |
80,5 |
1650 |
76,5 |
78,0 |
79,5 |
81,0 |
82,5 |
3000 |
78,5 |
80,0 |
81,5 |
83,0 |
84,5 |
Таблица 3 - Значение снижения уровня шума в зависимости от расстояния от крайней полосы движения -
Расстояние L, м |
Величина поправки , дБА |
|||||
Число полос движения |
||||||
2 |
4 |
6 |
||||
|
Ширина распределительной полосы |
|||||
5 |
5 |
12 |
5 |
12 |
||
25 |
4,6 |
3,6 |
3,6 |
3,4 |
3,2 |
3,0 |
50 |
7,5 |
6,1 |
6,1 |
5,7 |
5,5 |
5,2 |
75 |
9,2 |
7,7 |
7,7 |
7,2 |
7,1 |
6,7 |
100 |
10,4 |
8,8 |
8,8 |
8,4 |
8,1 |
7,7 |
150 |
12,2 |
10,5 |
10,5 |
10,0 |
9,7 |
9,3 |
Таблица 4 - Значение поправок на вид покрытия
Вид покрытия |
Величина поправки , дБА |
Литой и песчаный асфальтобетон |
0 |
Мелкозернистый асфальтобетон |
-1,5 |
Чёрный щебень |
+1,0 |
Цементобетон |
+2,0 |
Мостовая |
+6,0 |
Таблица 5 - Значение поправок на профильный уклон
Величина продольного уклона, ‰ |
Величина поправки , дБА |
До 20 |
0 |
40 |
+1 |
60 |
+2 |
80 |
+3 |
100 |
+4 |
Таблица 6 - Величина поправок на состав движения
Относительное число грузовых автомобилей и автобусов, % |
5-20 |
20-35 |
35-50 |
50-60 |
65-85 |
Величина поправки , дБА |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
Таблица 7 - Значение поправок на количество дизельных автомобилей
Относительное число грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями, % |
5-10 |
10-20 |
20-35 |
Величина поправки , дБА |
+1 |
+2 |
+3 |
Процент теоретического снижения уровня здоровья населения, обусловленный вредным воздействием АТК, может быть определен по формуле:
где R- снижение значений показателей здоровья в долях от уровня порогового загрязнения; P, Po - соответственно теоретический и фактический (прогнозный) уровень загрязнения; m, l, n - коэффициенты пропорциональности.
Библиографический список
1. Вайсман, А.И. Гигиена труда [Текст]/ А.И. Вайсман. - М.: Медицина, 1988. -
192 с.
2. Курьянов, В.К. Лесотранспорт как система ВАДС [Текст] / В.К. Курьянов. - Воронеж: ВГЛТА, 2002. - 251 с.
3. Осипов, Г.Л. Перспективные методы и средства борьбы с автотранспортным шумом на дорогах [Текст]/ Г.Л. Осипов, И.Л. Шубин// Дорожная экология XXI века: Труды международного научно-практического симпозиума. - Воронеж: ВГАСУ, 2000. - С.215-226.
4. Устинов, Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы виброакустической динамики тяговых машин [Текст] / Ю.Ф. Устинов // Дорожная экология XXI века: труды межд. научно-практического симпозиума 15-16 декабря 1999 г. - Воронеж: ВГУ, 2000. - С.308-313.