Водно-тепловым режимом называют закономерные изменения во времени влажности и температуры в разных местах земляного полотна и дорожной одежды.
В течение года влажность, температура грунтов и материалов изменяются в зависимости от сезонных колебаний температуры воздуха, количества и характера атмосферных осадков. Поскольку уровни годовых осадков и температурные изменения различны для разных климатических зон, характер водно-теплового режима в них тоже различен. При этом в одной климатической зоне влажность грунтов земляного полотна и материалов дорожной одежды зависит от многих факторов: солнечной радиации, цвета покрытий, вида и характера грунтов, слагающих земляное полотно и находящихся под ним, степени их уплотнения, глубины уровня грунтовых вод, поперечных профилей (насыпь, выемка и т.д.), отметок полотна, обеспеченности отвода поверхностных и грунтовых вод и т. д.
На рисунке 1 приведен пример круглогодичного цикла изменения во II климатической зоне водно-теплового режима земляного полотна, сложенного из пылеватого суглинка, и дорожной одежды с усовершенствованным покрытием облегченного типа.
На рис. 1, б показано изменение относительной влажности и величины модуля упругости грунта на глубине 1 м от поверхности покрытия. На рис. 1, а нулевая изотерма показывает ход промерзания и оттаивания грунтов земляного полотна. Из рис. 1, б видно, что в весенний период несущая способность грунта и прочность, оцениваемая модулем упругости, снижаются до наименьшего значения. На рис. 1, а приведен график изменения коэффициента пучения в зависимости от уровня относительной влажности.
Водяной пар в грунтах находится в насыщенном состоянии и в процессе перемещения вследствие конденсации он превращается в жидкое состояние. Вода же в результате внутрипорогового испарения может переходить из жидкого в парообразное состояние. В порах грунта наряду с воздухом и водяным паром может находиться вода в жидком состоянии, которая перемещается под действием давления, возникающего в пленках.
С увеличением влажности грунта водная пленка становится толще, поверхностное натяжение уменьшается, радиус кривизны пленки увеличивается. В результате этого давление паровоздушной смеси, сжимаемой жидкой влагой, повышается.
Физические и механические свойства грунтов земляного полотна и материалов дорожной одежды сильно зависят от влажности. Так, с повышением ее сверх определенных пределов механические показатели большинства грунтов и дорожных материалов снижаются, особенно в I и II климатических зонах. Сильно изменяются свойства также у песков в дренирующих и морозоустойчивых слоях. С течением времени при поднятии капиллярной воды происходит оглеение песков. При потере дренирующих свойств песками в дополнительных слоях оснований снижается прочность - дорожной одежды.
Рис. 1. Схема круглогодичного цикла изменения относительной влажности и модуля упругости грунта Е земляного полотна, а также график изменения коэффициента пучения ( ) на дороге во II дорожно-климатической зоне
В зимний период промерзание грунта вызывает в нем интенсивное перемещение влаги. К верхним слоям земляного полотна поднимается водяной пар. Поднимающаяся от уровня грунтовых вод капиллярная вода перемещает вверх пленочную рыхлосвязанную воду, находящуюся в свободном состоянии. Чем меньше скорость промерзания, тем больше в замерзающем грунте накапливается влаги, переувлажняющей верхнюю часть земляного полотна.
При скорости промерзания менее 2 см/сут в центральных районах России обычно происходит значительное морозное пучение. Вследствие неоднородного сложения и плотности грунтов земляного полотна происходит неоднородное пучение.
Скорость промерзания земляного полотна зависит не только от погодно-климатических условий, но и от поперечного профиля его. В выемке из-за слабого проветривания и меньшей поверхности ´Испарения скорость промерзания меньше, чем в насыпях. Наибольшее влияние на скорость промерзания оказывают погодно-климатические условия. В течение года изменение температурного режима земляного полотна практически носит синусоидальный характер.
Чем больше в грунте пылеватых и особенно глинистых частиц, тем больше в нем содержится незамерзающей воды, которая влияет на величину морозного пучения.
С уменьшением глубины залегания грунтовых вод морозное пучение увеличивается и на участках дорог третьего типа увлажнения (сырые места), оно достигает наибольшей величины. На этих участках дорожную одежду нужно рассчитывать из условий допустимого морозного пучения и она должна иметь большую прочность.
Теоретическую зависимость между величиной морозного пучения и толщиной морозоустойчивого слоя дорожной одежды для различных грунтов при третьем типе увлажнения выражают в виде номограммы. С ее помощью можно рассчитать все необходимые параметры, используя контрольные скважины. Зная толщину дорожной одежды, можно предвидеть ее поведение в весенний период и определить коэффициент морозного пучения.
Водно-тепловой режим его в значительной степени зависит от вида и мощности источников увлажнения. На поперечном профиле дороги (рис. 2) слева показаны виды увлажнения при положительной температуре года, справа - при отрицательной.
1 - атмосферные осадки (жидкие); 2 - поверхностная вода; 3-вода, проникающая в земляное полотно; 4 - капиллярная вода; 5-парообразная вода; пленочная вода; 7 - грунтовые воды; 8 - снег; 9 - лед; 10 - замерзший грунт
Рис. 2. Виды увлажнения грунтов земляного полотна (слева - при положительной температуре, справа - при отрицательной)
В теплый период грунт увлажняется за счет выпадения дождя, от стока поверхностных вод и проникания их в земляное полотно через откосы полотна и обочины.
При высоком уровне грунтовых вод (менее 1 м от низа дорожной одежды) грунт может увлажняться капиллярной водой, поднимающейся от уровня грунтовых вод. В земляном полотне грунт под водонепроницаемой одеждой заполнен парообразной водой. Между частицами грунта может оказаться свободная вода, и тогда каждая частица грунта будет окружена пленочной водой. В зависимости от местных условий может преобладать и оказывать наибольшее влияние на грунт тот или другой вид увлажнения.
В осенний период влажность грунтов земляного полотна повышается от большего количества атмосферных осадков, поверхностных вод и уменьшения испарения воды (холодная погода, воздух переувлажнен и т.п.). Во время похолодания и первых морозов водяные пары перемещаются от более теплых нижних слоев к более холодным поверхностным слоям земляного полотна. Начало зимнего периода характеризуется выпадением снега и замерзанием материалов дорожной одежды и грунтов. В целях обеспечения движения автомобилей в первую очередь удаляют снег с проезжей части. Вследствие большей теплопроводности материалов дорожной одежды, чем покрытого снегом грунта, он замерзает сначала под дорожной одеждой (рис. 2). У границы промерзания конденсируется водяной пар, все поры грунта заполняются водой, вытесняющей воздух в нижние слои. Это происходит в зоне междуфазового перехода, в которой грунт имеет отрицательную температуру, а вода в его порах находится еще в жидком состоянии (рис. 3).
Пленочная вода замерзает при - 3° и ниже, а капиллярная вода - при более низкой температуре, в зависимости от тонкости капилляров. Поэтому в зоне междуфазового перехода при температуре грунта ниже 0° вода может находиться в жидком состоянии, и к ней поднимаются новые частицы водяного пара; конденсирующаяся вода заполняет все пустоты между частицами грунта, вытесняя воздух. По мере понижения температуры глубина промерзания увеличивается и большая часть воды переходит в лед.
Рис. 3. Начальный зимний период и промерзание грунтов земляного полотна, в первую очередь под дорожной одеждой
Если процесс промерзания происходит медленно и вода успевает заполнить все пустоты между частицами грунта, то при переходе в твердое состояние (лед) вода увеличивается в объеме примерно на 1,09. Не размещаясь в порах, лед раздвигает частицы грунта и увеличивает (вспучивает) объем замерзшей части земляного полотна примерно до 1,03 первоначального объема. Процесс этот называют пучинообразованием. При этом происходит теплообмен за счет теплопроводности грунтов и фазовых превращений влаги. В зоне конденсации водяного пара тепло освобождается, а в зоне образования льда поглощается.
1 - высота снежного покрова; 2 - поднятие поверхности дорожной одежды в результате пучинообразования; 3 - глубина промерзания грунтов земляного полотна; 4 - глубина проникания отрицательной температуры; 3-4 - зона междуфазового перехода; 5 - линзы и прослойки льда
Рис. 4. Земляное полотно в разгар зимнего периода
Возможность пучинообразования и его размеры зависят от пористости и степени влажности грунта. Если объем льдообразования вследствие морозного накопления влаги превзойдет объем воздуха в порах грунта, то объём грунта увеличится вследствие пучинообразования. Так как физико-механические свойства грунта земляного полотна неоднородны и поры заполняются водой и льдом неравномерно, то и промерзание будет неравномерным.
Весной грунт оттаивает в первую очередь под дорожной одеждой (рис. 5). В это время может прекратиться дальнейшее промерзание грунта, а затем постепенно начнется оттаивание его повсеместно. Оттаивание происходит как сверху, так и снизу промерзшего грунта. В тот период, когда грунт под дорожной одеждой оттаял на некоторую глубину, из-за переувлажнения модуль упругости его наименьший.
1 - уровень оттаивания грунта; 2 - глубина промерзания грунта
Рис. 5. Начало оттаивания грунтов земляного полотна в весенний период
1 - линия оттаивания; 2 - наибольшая глубина промерзания; 3 - границы
Рис. 6. Земляное полотно после повсеместного оттаивания грунтов с неоттаявшим донником:
При повсеместном оттаивании грунта в центре земляного полотна остается на некоторое время неоттаявший блюдцеобразной формы массив замерзшего грунта, называемый донником (рис. 6). Донник образуется за счет большей глубины промерзания земляного полотна под дорожной одеждой.
Тот период, в который грунт донника еще не оттаял, для автомобильного движения наиболее опасен, так как дорожная одежда оказывается расположенной на разжиженном грунте. После полного оттаивания донника грунт начинает высыхать.
Вывод. Использование закономерностей и представлений об основных схемах движения воды в верхней части земляного полотна под действием внешнего давления позволяет точнее определить объем воды, поступающей в дренирующий слой и назначить физически обоснованные конструктивные параметры.