Горные дороги отличаются разнообразием сочетаний элементов плана и профиля, широким диапазоном изменения их параметров, при выборе которых решающее влияние оказывает, как правило, сложность рельефа местности. Степень сложности трассы горной дороги определяет её транспортные качества и условий безопасности движения по ней. Несмотря на значительные трудности, возникающие при управлении автомобилем, сложные участки горных дорог характеризуются относительно небольшой аварийностью. Это обстоятельство не учитывается в настоящее время при оценке потенциальной опасности отдельных участков горных дорог для целей обоснования принятых проектных решений, а также организации безопасной эксплуатации дорог.
Совместный анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и дорожных условиях на двухполосных автомобильных дорогах, расположенных в зоне мелко- и среднегорья (высота над уровнем моря в пределах 300...1500м), позволил нам оценить степень опасности проезда в зависимости от сложности рельефа местности. Результаты анализа показали, что с усложненным рельефом местности относительные показатели аварийности имеют тенденцию к снижению (таблица 1).
Таблица 1 - Зависимость степени опасности проезда от сложности рельефа местности
Показатели опасности проезда на 1 млн.авт-км |
Категория сложности рельефа местности |
||
2 |
3 |
4 |
|
Относительная аварийность |
0,68 |
0,58 |
0,32 |
ранено |
0,48 |
0,61 |
0,29 |
убито |
0,27 |
0,12 |
0,10 |
Оценка потенциальной опасности возникновения ДТП на горных дорогах затруднена, так как критерии количественной оценки дорожных условий в горной местности с точки зрения опасности проезда до сих пор не предложены. Использование для этих целей значений коэффициентов аварийности, изложенных в "Указаниях по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" [1] дает противоречивые результаты, так как высокая потенциальная опасность проезда сложных участков горных дорог, прогнозируемая при оценке дорожных условий по методу коэффициентов аварийности, зачастую не подтверждается количеством ДТП в реальных условиях эксплуатации горных дорог.
Означает ли это, что существующие методы оценки дорожных условий с позиций безопасности движения, в частности, метод коэффициента аварийности с количественными критериями оценки влияния отдельных параметров дороги, изложенными в ВСН 25-76, неприменимы к горным дорогам.
В этой связи нам представляется обоснованным использование существующей методики оценки проектных решений и условий безопасности движения, оправдавшей себя в многолетней практике проектирования и эксплуатации дорог, дополнив её еще одним частным коэффициентом аварийности, учитывающим влияние сложности рельефа местности.
Предлагаемые значения коэффициента влияния сложности рельефа местности сведены в таблицу 2.
Таблица 2 - Влияние сложности рельефа местности на относительную опасность возникновения происшествий
Категория сложности рельефа местности |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент влияния |
1 |
0,85 |
0,5 |
Учет сложности рельефа местности позволяет объективно оценить степень опасности проезда по дороге, кроме того появляется возможность идентификации количественных показателей пределов применимости тех или иных мероприятий по организации и поведению безопасности движения на дорогах, проложенных в местности с рельефом различной степени сложности.
Библиографический список
1. Бабков, В.Ф. Реконструкция автомобильных дорог [Текст]/ В.Ф. Бабков. - М.: Высшая школа, 1973. -212 с.
2. Курьянов, В.К. Лесотранспорт как система ВАДС [Текст]: учебное пособие для вузов/ В.К.Курьянов. - Воронеж: ВГЛТА, 2002. - 251 с.