Исследованиями ученых, занимающихся изучением воздействия факторов внешней среды на человеческий организм, определено, что процессы, происходящие в атмосфере, оказывают на него существенное воздействие. В ходе различных исследований определено, что наибольшее влияние изменение метеоэлементов оказывает на организм ослабленный различными неблагоприятными факторами (недоеданием, болезнями и т.д.), а также на детский организм. Принимая во внимание тот факт, что 80-90% детей, учащихся в современной школе, больны различными, в том числе хроническими, заболеваниями, можно констатировать, что использование руководителями школ и учителями в профессиональной деятельности биометеорологической информации не только желательно, но и необходимо.
На основании проведенного исследования нами предложены следующие рекомендации для руководителей школ и педагогов. Указываем, что они носят лишь рекомендательный характер:
- Для предотвращения (или, по крайней мере, уменьшения выраженности) метеопатических реакций у учащихся в школе необходимо вести контроль за изменением метеофакторов, влияющих на самочувствие детей.
- Для того чтобы давать достоверные медико-метеорологические прогнозы нет необходимости создавать специальную службу (это невозможно в условиях современной школы). Достаточно информации, полученной от средств СМИ и собственной пришкольной метеоплощадки.
- Медико-метеорологический прогноз может давать один из учителей, обладающий знаниями в области биометеорологии. Ему могут помогать учащиеся школы, члены метеорологического кружка и др.
- Для составления биометеорологического прогноза необходима информация об интенсивности изменения атмосферного давления и температуры воздуха, состоянии облачности и господствующих барических образованиях (антициклон или циклон, гребень или ложбина).
- После получения информации о состоянии атмосферы, специалист, пользуясь методикой определения медицинских классов погоды, определяет степень возможного влияния погоды на организм учащихся и докладывает необходимые сведения администрации школы, педагогам-предметникам, и учащимся.
- Медико-метеорологическая информация должна сразу после её получения применяться в учебном процессе.
- В конце рабочего дня все заинтересованные педагоги сообщают специалисту, давшему прогноз, о том, оправдался он или нет. Если прогноз оправдался, то выясняется, как проявлялось влияние метеофакторов на учащихся (усталость, неспособность сконцентрироваться на изучаемом материале и т.д.) и как учитель корректировал учебный процесс. Если прогноз не оправдался, то определяется причина неудачи и пути предотвращения отрицательного опыта.
- В некоторых случаях перед днями с неблагоприятными погодными воздействиями возможно проведение импульсных баротренировок у наиболее метеочувствительных учащихся.
Все результаты обязательно фиксируются.
Пользуясь такими простыми в использовании рекомендациями, учитель в любых условиях может способствовать уменьшению выраженности метеопатологии у учащихся.