Одним из перспективных направлений в электронном обучении является разработка и применение в учебном процессе метода коллективных проектов, базирующегося на совместной работе всех участников учебного процесса при активном использовании возможностей и средств электронного обучения. Коллективный электронный учебный проект является совместной учебно-познавательной и исследовательской деятельностью учащихся-партнеров и преподавателя, организованной на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата. Наиболее перспективными представляются электронные учебные проекты следующего типа: групповой (вузовский), средней продолжительности, прикладной, межпредметный, непосредственный [1].
Учитывая, что одним из условий проведения эффективного коллективного проекта является получение практических навыков и некоторого полезного продукта, представляется актуальным проведение таких проектов по разработке различных элементов оформления сайтов, например, галереи, или всего сайта целиком. Для того чтобы конечный программный продукт соответствовал современным требования рынка программного обеспечения и мог быть использован учащимися в дальнейшей профессиональной деятельности, считаем, что это должно быть интерактивное интернет-приложение (RIA-приложение). Т.е., во-первых, должна быть возможность обновления Web-страницы по секциям, а не целиком, во-вторых, внешний вид и функциональность приложения должны быть близкими к настольному приложению [2].
Технология Adobe Flex позволяет создавать объекты Flash, в которых инкапсулированы приложения RIA. Разработка выполняется с применением языка ActionScript и специальных разметочных кодов. Доступ к данным осуществляется разными методами, включая методы, являющиеся коммерческими разработками компании. Результирующий код компилируется и преобразуется во Flash-объект. Этот объект затем распространяется на Web-браузеры как RIA. Как и любой Flash-контент, этот объект исполняется в среде пакета Flash Player, хостируемого Web-браузером. Элементы пользовательского интерфейса, обработка изображений, графика, поддержка событий и почти все остальные задачи выполняются в среде Flash Player, т.к. последняя имеется практически во всех Web-браузерах, распространение RIA-приложений в большинстве случаев не ограничивается типами браузеров или их версий. Для упрощения разработки и поддержки автоматизированного тестирования программных модулей в состав Adobe Flex включена тестовая среда Flex Unit [3].
Перспективы применения Adobe Flex в коллективных электронных учебных проектах:
Таким образом, постоянно растущая библиотека готовых компонентов делает Flex универсальным инструментом для создания любых RIA-приложений. Разработчики могут выбирать из нескольких способов передачи данных, включая поддержку передачи данных XML по протоколу HTTP, формат Adobe AMF или RTMP при использовании Adobe LiveCycle® Data Services ES.
Применение Adobe Flex как технологии при разработке интерактивных интернет-приложений в рамках коллективных электронных учебных проектов позволяет приобрести теоретические знания и практические навыки по объектно-ориентированному программированию, работе с Web-страницами, освоить современный инструментарий создания интерактивных приложений, получить опыт участия в проекте по разработке такого приложения, а также разработать библиотеку собственных Web-компонентов.
Литература