ФЕНОМЕН «ТИХОЙ» ЛИРИКИ Н. РУБЦОВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФЕНОМЕН «ТИХОЙ» ЛИРИКИ Н. РУБЦОВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значительным явлением в литературе семидесятых годов стала художественная тенденция, которая получила название «тихой» лирики. «Тихая» лирика возникает на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес «громкой» поэзии «шестидесятников». В этом смысле эта тенденция прямо связана с кризисом "оттепели", который становится очевидным после 1964-го года. «Тихая» лирика представлена, в основном такими поэтами, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Анатолий Прасолов, Станислав Куняев, Николай Тряпкин, Анатолий Передреев, Сергей Дрофенко. «Тихая» лирика очень разнится по характеру творческих индивидуальностей, их общественные позиции далеко не во всем совпадают, но их сближает, прежде всего, ориентация на определенную систему нравственных и эстетических координат.

Публицистичности «шестидесятников» они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении - идею возвращения к истокам народной культуры, нравственно-религиозного, а не социально-политического обновления; образам прогресса, научно-технической революции, новизны и западничества «тихая» лирика противопоставила традиционную эмблематику Руси, легендарные и былинные образы, церковные христианские атрибуты и т. п.; экспериментам в области поэтики, эффектным риторическим жестам они предпочли подчеркнуто "простой" и традиционный стих.

Самым знаменитым поэтом этого направления был Николай Рубцов (1936-1971гг).

В предисловии к сборнику «Волны и скалы» поэт четко обозначит основные темы своего творчества: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны только тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

Все стихи этого сборника пронизаны элегическим настроением, любовью к родине, дому, которого не было. Дом ему заменила Русь... В строчках - биография поэта, его сиротское детство, одиночество.

В лирике Рубцова глубинная русская духовность не отзывалась на все быстротекущие российские перевороты. В этом ее победность, ее истинно русский менталитет. Рубцов в жил во время, когда об истинной русской культуре, ее корнях никто не помнил. Все поэты того времени спешили наперегонки со временем, придумывая новые формы стиха, необычные метафоры и другие средства выразительности. Но Николай был чужд этому. Совершенная и простая форма его стихов созвучна русской душе. Поэтому после Есенина он стал вторым народным поэтом.

В стихотворениях Рубцова любовь к родине приобретает характер религиозного, мистического служения. Родина - это та святыня, о которой громко не говорят, которая есть внутри тебя и которой ты служишь душою. Русский огонек в одноименном стихотворении становится символом надежды и добра, маяком спасения и связи между людьми Земли.

В произведениях Рубцова ­- и раздумье о дорогах жизни («Старая дорога», «В горнице»), и над поэтической судьбой («Окошко. Стол. Половики»), размышления о жизни и смерти («Судьба», «Я умру...»). Сам поэт ушел очень рано...

Таким образом, явление Николая Рубцова и вообще «тихой» лирики уникально в советской литературе. Это направление продолжало традиции отечественной классической поэзии, сохраняло ценности русской культуры, способствовала возвращению читателей к своим истокам.

Просмотров работы: 686