Статья представляет собой осмысление экспериментального курса «Россия в мире», претендующего в грядущей образовательной реформе на роль ведущей дисциплины последней ступени среднего образования. История не только рассказывает нам о жизни людей в разные эпохи, но и учит как поступать, что делать, как избежать ошибок. Через историю мы стараемся понять наше время.
А. Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано средневековью и преувеличивать значение античности».
Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья, умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением - с другой. Сколько искаженных представлений и предрассудков связано с этой эпохой.
Однако было бы односторонностью видеть в средних веках лишь "детство" европейских народов, подготовительную ступень к новой истории, - прежде всего, они имеют самостоятельную историческую ценность. В идеалистической форме Ранке высказал очень верную и глубокую мысль: каждая эпоха интересна и важна сама по себе, независимо от ее связей с последующим ходом истории.
Фёдор Михайлович Достоевский был глашатаем духа, в огненной динамике духа, весь обращён к грядущему. Вместе с тем Достоевский утверждал себя почвенником, он дорожил связью с историческими традициями. Фёдор Михайлович изобличает внутреннюю природу русской души. Он воспринимает жизнь из человеческого духа, на знании духа он строит свои предвиденья. Он предоставляет человеку идти путём свободного принятия той истины , которая должна сделать человека свободным.
Но вот ещё одна истина: «Красота спасёт мир». Почему именно красота? Красота присуща всему живому. Именно природа создаёт эту красоту. Не обратиться ли к ней за ответами на многие вопросы? Ведь Достоевский имеет в виду красоту внутреннюю, неразрывнно связаннную с нравственностью. Если проанализировать достижения современного общества, то можно сказать: мы слишком далеко ушли от природы. От нашей естественной жизни, для которой родились.
Мы с уверенностью говорим о том, что надо подумать о преподавании вне аудиторий, не отказываться от них, а усовершенствовать.