В данной статье осмысляется «крымский текст» как «сверхтекст». Петербургский текст был порожден Петербургским мифом, Крымский текст - мифом Тавриды. Миф Тавриды стал местом выхода из центра на периферию - на простор, широту, к свободе и спасению, порождая Крымский текст.
Экзотическая и притягательная природа Крыма, его богатая история, сложившаяся на основе перманентных процессов дивергенции и конвергенции сотен племен и народов, колоритная мозаика его совокупной культуры - все это издавна привлекало внимание художников слова, кисти, звука и служило питательной почвой для их творчества.
Окончательное открытие Тавриды и закрепление за ней высокого и полноценного художественного статуса по праву принадлежит А.С. Пушкину. "Петербургское" сознание поэта встретилось здесь с идеей равноценности природы и культуры, сменив энциклопедизм С. Боброва и романтизм К. Батюшкова.
Одной из забот поэтов «серебряного» века был поиск «функционального Пушкина». Киммерийский миф М.А. Волошина находится приблизительно в такой же связи и отталкивании от мифа Тавриды, как Петербургский миф по отношению к Таврическому. Волошин ниспроверг весь предыдущий русский опыт как поэтического, так и общекультурного освоения Крыма. Намеченное еще в «докрымской» «Деревне» (1819) Пушкиным стремление стать не только эстетическим, но и социальным голосом избранной местности проявилось у Волошина в желании осознать «интересы страны (Крыма)», отличные от интересов русских и России. В фантазиях Волошина насчет возникновения нового государственного образования - Славии, на фоне иных его сбывшихся и несбывшихся геопоэтических реакций и историософских пророчеств, просматривается еще один источник его Крымского текста - антропософская интерпретация Р.Штейнером Черноморского пространства в целом и Крыма в частности как область мистерий, в которых вырабатывается будущее Запада и обеспечивается непрерывность культурного развития всего человечества. Киммерия стала местом личного, интимного искупления поэта, что и позволило перестрадать самой этой землей, стать ее голосом.
Во 2 половине ХХ века Крымский текст звучит в творчестве Б. Чичибабина. Его стихотворения можно разделить на два тематических цикла: философское осмысление бытия и татарский Крым.
В стихах первого цикла звучит гимн прекрасной природе Крыма, которая притягивает взор и душу. Тема вечности и древности Крыма реализована в стихах "Херсонес", "Чуфут-кале по-татарски значит "Иудейская крепость", "Феодосия". Второй цикл стихов поэта, условно названный "Татарский Крым", представлен стихотворениями "Крымские прогулки", "Судакские элегии" и "Черное пятно". Пафос этого цикла выражен в строке из "Судакских элегий": "Как непристойно Крыму без татар".