Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» не остался у русских философов и литературоведов без внимания. Большинство исследователей считают главу «Великий инквизитор» самой важной и раскрывающей идейное значение романа. Наличие цитат и слов из богослужебных книг и церковных служб в «Великом инквизиторе» свидетельствует о связи этой главы и романа «Братья Карамазовы» в целом с церковными последованиями, с богослужебным кругом. С этой позиции романы Достоевского, в частности «Братья Карамазовы» уже изучаются Е. А. Осокиной1, Т. А. Касаткиной2, А. С. Серопяном3.
Современный исследователь Т. А. Касаткина помимо цитат, прямо или косвенно отсылающих к текстам А. С. Пушкина, обращает внимание на зов-мольбу человечества, на искаженный Иваном стих псалма: «И вот столько веков молило человечество с верой и пламенем: «Бо Господи явися нам», столько веков взывало к Нему»4. Е. А. Осокина в своей статье писала о словах «Бог Господь, и явися нам», которые поются хором на утрени. На то, что Иван исказил истину, произнося вместо «Бог Господь, и явися нам...» - «Бо Господи явися нам...», обратила внимание ещё В. Е. Ветловская, обозначив неверной цитатой5.
Это характеризует Ивана как несведущего в предмете разговора: ошибка - грубая, и не только смысловая, но и грамматическая: Иван допускает бессмысленное употребление слова Господь в звательном падеже - Господи. На такой зов Христос Достоевского откликнуться не мог. Но некто явился. Христос сказал всем верующим: «Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезда спадёт с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Евангелие от Марка, 13, 24-26).
Отсюда следует, что без учёта евангельских (и литургических) отражений «христианская мысль» Достоевского не будет понята адекватно авторскому замыслу, останется много неуместного.
Предваряя свой рассказ о великом Инквизиторе, Иван разводит Христа и Бога, делая первого уязвимым.
«И вот он возжелал появиться хоть на мгновенье к народу, - к мучающемуся, страдающему, смрадно-грешному, но младенчески любящему его народу»6. Всякому известно, что Второе Пришествие будет в славе и силе. До него Христос является евангельским чтением и Евхаристией.
Иван искаженной фразой «Бо Господи явися нам» демонстрирует своё протестантское мышление. Поэма написана при помощи лютеровой чернильницы. Характерно, что в Лютеровой псалтири нет слов «Бог Господь».
В «беспечном незнании» своём Иван взирает глазами дьявола и затем встречается с ним самим. А Алеша понял главное: инквизитор не верит в Бога, а Бог является верному в церковном таинстве. Алеше в главе «Кана Галилейская» - является Солнцем, Ивану же является черт. Связь между чертом, инквизитором и Иваном Карамазовым настолько сильна, что можно сказать: именно благодаря кошмару Ивана Федоровича инквизитор становится нам понятен и доступен.
Практически все герои, имеющие человеческую природу, носят в себе как Тезис, который стоит на бессмертии, свободе и Боге, так и Антитезис, который стоит на естественной необходимости, пустоте, бесконечности и уничтожении. Наиболее наглядно видим это в Иване Карамазове; ведь не случайно он не просто выражает тезис, но мучается им, как будет мучаться им всякий, кто имеет не просто «обыкновенный рассудок».
Для полного понимания замысла автора нужно обращать внимание не только на внешнее значение «поэмы» о Великом инквизиторе, но и исследовать внутреннюю сторону, и одним их таких способов и может являться анализ литургической практики, посредством которого обнаруживаются расхождения в словах Ивана с молитвословиями на службах и цитатами псалма. Это помогает охарактеризовать Ивана и понять его сущность. Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых», как и в других своих произведениях, донёс до читателей понимание своей веры и любви ко Христу.1 Работы исследователя опубликованы на персональном сайте lenazar/narod.ru
2 Касаткина Т.А. О творящей природе слова. М., ИМЛИ РАН, 2004. - 480 С.
3 Серопян А.С. Время и Миротворный круг. Шуя, 2010. - 169 С.
4 Касаткина Т.А. Пушкинские цитаты в «Великом инквизиторе» Достоевского // http://www.ioannp.ru/publications/17877
5 Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Спб, Пушкинский Дом, 2007.- с. 469
6 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л., Наука, 1974. - Т.14. - с. 224